Горячая линия !
По вопросам
Грудного вскармливания
Звоните :
+7 (916) 314-23-60

 
 
 


  Азы Динамической Гимнастики (ДГ) для новорожденных
 

Инструкция для родителей

Вы уже немного представляете себе что такое Динамическая Гимнастика (ДГ)>> и не путаете ее с "Беби-Йогой">>.
 
Вы уже захотели начать занятия со своим малышом. Вы можете пригласить инструктора, и он Вас обучит>>.
 
Если у Вас нет возможности получить уроки непосредственно у инструктора по обучению динамической гимнастике для младенца, то можно предложить Вам несколько самых простых, но очень эффективных упражнений с младенцем. Они являются основополагающими упражнениями в более сложном комплексе 
динамических упражнений. 
 
Прежде, чем Вы начнете заниматься с новорожденным малышом, Вам необходимо ознакомиться с Техникой безопасности, которая не только обезопасит Ваши занятия, но и придаст уверенность в правильности действий и количестве нагрузок.
 
Техника безопасности
1. Вы должны находиться в тонкой психо-эмоциональной связи со своим ребенком. Это значит, что, с одной стороны, Вы не форсируете события и делаете лишь те упражнения, которые делать не боитесь, доверяя себе, своей интуиции. С другой стороны, Вы внимательно прислушиваетесь к мышечной реакции Вашего малыша. Его тело – самый главный цензор допустимой нагрузки, которую Вы ему даете при занятиях. 
 
2. Нужно помнить, что малыш еще в утробе мамы активно тренирует свою скелетно-мышечную систему: крутится, вертится, брыкается. Появляясь на свет, он имеет достаточно сильные мышцы, которые успешно защищают сухожилия и суставы от травм. Поэтому гимнастику желательно начинать делать с малышом с 7-9 дня после рождения. Это более безопасно. Если эти занятия начинать позже (на 3-ем или 5-ом месяце жизни, что тоже возможно), то к этому времени многие мышцы окажутся недостаточно развитыми для того, чтобы удерживать уже подросшее и потяжелевшее тельце малыша.
 
3. Как определить, что нагрузка не превышает допустимого? Например, Вы делаете упражнения на ручки. Мягко приподнимая малыша за ручки «в воздух», Вы чувствуете, что ручки малыша напряжены – они в тонусе. Через очень небольшое время Вы почувствуете, что ручки малыша и пальчики, которые обхватывают Ваши пальцы, начинают постепенно слабеть – это сигнал, что на данный момент нагрузки на ручки достаточно. Аккуратно, без рывков и спешки перехватите малыша за ножки и создайте нагрузку для них.
 
Дополнительные советы и рекомендации
1. На первом этапе тренировок все упражнения делайте плавно, с маленькими амплитудами. Если какое-то упражнение малышу не нравится, делайте это упражнение коротко, чередуя его с тем упражнением, которое малыш переносит с 
большим удовольствием. Но к «неприятному» упражнению возвращайтесь чаще. Просто делайте его «маленькими порциями».
 
2. Старайтесь не успокаивать во время занятий расплакавшегося ребенка, временно прекращая гимнастику (обнять, приложить к груди или вовсе закончить занятия). Это не значит, что успокаивать ребенка нельзя. Успокаивать надо 
обязательно, только при помощи других упражнений, которые ему больше нравятся. И не забывайте подбадривать его похвалами, шутками, стишками, песенками. Покажите ему, что Вы учите его новой и очень интересной игре.
 
3. Соблюдайте симметрию. Если Вы сделали упражнение для одной ручки, то обязательно нужно сделать и для другой, даже если на это упражнение малыш отрицательно реагирует. Если Вы начнете успокаивать малыша более позитивным 
упражнением, то потом можете забыть – была ли нагрузка на другую ручку или – нет. Дело в том, что после рождения у новорожденных часто наблюдается ассиметрия тела. И из-за этого ребенок может реагировать на упражнения с одной 
рукой или ногой более терпимо, чем с другой. Поэтому, на начальном этапе делайте упражнения короткими, но одинаковыми по времени для симметричных частей тела. И с каждым днем увеличивайте время нагрузок. Обычно мы начинаем с трех повторений одного и того же упражнения. А через неделю это может доходить до 7-10 и больше повторений одного и того же упражнения.
 
4. Те упражнения, на которые малыш реагирует без удовольствия, указывают нам на то, что в данной зоне тела есть проблема. Например, повышенный мышечный тонус, или – атония мышцы. Нервируя эту проблемную зону, мы «сообщаем» мозгу малыша, о том, что здесь есть проблема, которую организм должен решить, что «пространство» ставить перед телом некоторые задачи, которые необходимо ему выполнять. Таким образом, эти зоны начинают развиваться и отвечать поставленным задачам. Логический вывод из вышесказанного – на эту зону тела нужно больше и чаще воздействовать. Но в данном случае мы стимулируем эту зону чаще, но не дольше. То есть, мы выполняем это упражнение коротко, но часто к нему возвращаемся.
 
5. Постепенно Вашему малышу все упражнения станут приносить радость. Но не забывайте, что весь комплекс упражнений нужно делать 5-7 раз в день – по числу кормлений малыша (конечно, не надо проводить занятия в ночное время, если малыш любит покушать и ночью). Выполняя эти рекомендации, Вы не только заметите, что Ваш малыш освободился от каких-либо проблем, но и быстро развивается и крепнет.
 
СЕМЬ БАЗОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
 
1 упражнение «Пружинка с ручками»
 
Исходное положение: малыш лежит перед Вам на спинке, например, на большой кровати.
 
Вы вкладываете свои большие пальцы ему в ладошки и даете ему правильно ухватиться за них. Другими четырьмя пальцами Вы обхватываете запястья ручек (ухват). Если Вы слегка надавите большими пальцами на центр ладошек малыша и одновременно потяните его за ручки, то почувствуете, что его пальчики на ваших пальцах сомкнулись сильнее – это хватательный рефлекс.Именно его мы будем использовать в большей части упражнений.
 
 Итак, начинаем первое упражнение:
 
- плавно поднимаем малыша над поверхностью кровати за ручки;
- энергично разводим ручки в разные стороны, вскидывая тело ребенка вверх;
- повторяем три раза: вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз;
- плавно и аккуратно кладем его на поверхность кровати.
 
Если Вы испытываете внутреннюю неуверенность, то можно начать это упражнение с более простого задания. Назовем его «промежуточным» упражнением. 
Промежуточное упражнение: 
1-й этап: 
- малыш лежит перед Вами на спинке;
- в ухвате разводим ручки широко в стороны  (метафора: «вот какой большой, огромный мир!»);
- сводим их крест на крест на грудке (метафора: «я обнимаю этот мир и прижимаю к себе»).
Повторяем 3-5 раз.
 
Это упражнение часто показывают патронажные сестры, которые приходят к Вам в первые две недели после возвращения из роддома. Очень полезная рекомендация.
 
2-й этап:
 
- плавно приподнимаем малыша с поверхности за ручки в положение «сидя», но не сажаем, а основной вес приходится на ручки;
- держим на счет «раз-два-три»;
- плавно и аккуратно кладем его на поверхность кровати.
Повторяем 3-5 раз.
 
Чем полезно это упражнение
 
  • Нормализует мышечный тонус ручек: помогает снять гипертонус в области локтей и в области подмышечных впадин и включить в работу атоничные мышцы.
  • Хорошо воздействует на дыхательную систему.
  • Укрепляет мышцы рук, плечиков, шейного отдела. 
2 упражнение «Пружинка с ножками»
 
Исходное положение: малыш лежит перед Вам на спинке. Обхватываете его щиколотки и икры обеими руками. 
Начинаем второе упражнение:
 
- плавно поднимаем малыша над поверхностью кровати за ножки, малыш оказывается вниз головой;
- энергично разводим ножки в разные стороны, вскидывая тело ребенка вверх;
- повторяем три раза: вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз;
- плавно и аккуратно кладем его на поверхность кровати.
 
Если обе (или одна) ножки малыша не разводятся в стороны и/или не сгибаются в коленках, это говорит о том, что в этой области тела есть проблемы (мышечный тонус, например). В этом случае можно это упражнение начинать делать, используя сначала промежуточное упражнение.
 
Промежуточное упражнение:
 
- берем малыша за ножки в области икр, сгибаем ножки в коленях и прижимаем колени к его животику;
- ножки широко разводим в стороны, скользя ими в разные стороны по поверхности животика, слегка на него надавливая;
- затем, слегка потянув их в разные стороны одновременно, стремимся достичь позы «цыпленок табака» (веселая метафора!), начинаем движение в обратной последовательности до исходного положения.
Повторяем 3-5 раз.
 
Это упражнение тоже часто показывают патронажные сестры, которые приходят к Вам в первые две недели после возвращения из роддома. Очень полезная рекомендация.
 
Дальше:
- плавно поднимаем малыша над поверхностью кровати за ножки;
- держим малыша за одну ножку, а вторую начинаем встряхивать и сгибать в коленке, добиваясь расслабления мышц;
- затем делаем то же самое с другой ножкой;
- повторяем три раза, чередуя ножки;
- плавно и аккуратно кладем его на поверхность кровати.
 
Чем полезно это упражнение
 
  • Нормализует мышечный тонус в ножках: помогает снять гипертонус в области колен и в тазобедренных суставах.
  • Улучшает церебральное кровообращение.
  • Стимулирует процессы пищеварения и мочеполовой системы.
  • Входит в комплекс упражнений при лечении черепно-мозговых травм в период реабилитации. 
 
3 упражнение «Ласточка»
 
Исходное положение: малыш находится к Вам спиной. Одной рукой Вы держите его за грудь, вторая рука обхватывает его коленки таким образом, чтобы ножки были выровнены и сдвинуты вместе. 
 Начинаем третье упражнение:
 
- аккуратно установите ступни ножек малыша в область солнечного сплетения на своей груди так, чтобы обе пяточки находились рядом, но не друг на друге;
- распрямите ребенка «в струнку» параллельно полу;
- начните выполнять медленные наклоны, причем наклоняетесь Вы, а не ребенок (чем медленнее Вы наклоняетесь, тем эффективнее воздействие этого упражнения на тело малыша);
Повторите эти наклоны 3-5 раз.
 
Часто именно на этом упражнении ребенок успокаивается, перестает плакать. Это упражнение можно использовать как «успокаивающее». 
От занятия к занятию вы начнете замечать, что малыш уже лучше держит голову,напрягает спинку. Для него это упражнение становится простым, а вы устаете быстрее, чем он. Чтобы увеличить нагрузку и подключить очередную группу мышц спины малыша необходимо на очередном занятии смещать ладонь, которая поддерживает тело малыша, вниз по корпусу тела. Через некоторое время вы будете поддерживать ребенка обеими руками за бедра, а он будет держать свой торс параллельно полу, расправляя руки в разные стороны. 
 
Чем полезно это упражнение
 
  • Это упражнение тренирует мышцы брюшного пресса, что позволяет предупредить появление грыжи, а также улучшает процесс пищеварения.
  • Тренировка мышц спины закладывает прочную основу правильной осанки.
  • Упражнение  оказывает направленное воздействие на надпочечники, тем самым, стимулируя иммунную систему младенца, а значит, улучшая его здоровье в целом. 
4 упражнение «Качели»
 
Исходное положение: малыш лежит перед Вам на спинке.
 
Начинаем четвертое упражнение:
 
- плавно поднимаем малыша над поверхностью кровати, например, за правые ручку и ножку;
- начинаем плавно раскачивать малыша то вправо, то влево по траектории «дуги»;
- во время раскачивания перемещаем вес ребенка то на ручку, то на ножку, таким образом, давая нагрузку то на мышцы руки, то на мышцы ноги – 3-5 раз;
- затем меняем положение – берем малыша за левые ручку и ножку;
- повторяем раскачивание «качелей» - 3-5 раз;
- плавно и аккуратно кладем его на поверхность кровати.
 
Чем полезно это упражнение
 
  • Попеременное расслабление и напряжение то ручки то ножки позволяет гармонизировать мышечный тонус не только конечностей, но и всего тела: вялые мышечные реакции стимулируются в сторону повышения тонуса, а гипертонус – смягчается до нормы.
  • Это упражнение хорошо тренирует вестибулярный аппарат. 
5 упражнение «Винтик»
 
Исходное положение: малыш лежит перед Вам на спинке. 
 Начинаем пятое упражнение: 
- плавно поднимаем малыша над поверхностью кровати, например, за правую ножку, держа ее в области икры, ребенок оказывается вниз головой;
- делаем подкручивающее движение, побуждающее тело малыша поворачиваться вслед за ножкой;
- пока тело поворачивается, Вы совершаете своей кистью нерезкое движение в противоположную сторону затем, чтобы тело через мгновение начало поворачиваться в обратном направлении – 3-5 раз;
- затем делаем перехват за другую ножку и повторяем упражнение;
- потом – тоже самое поочередно с ручками;
 - плавно и аккуратно кладем малыша на поверхность кровати.
 
В процессе выполнения этого упражнения не трудно будет почувствовать, что ручки малыша слабее (как правило), чем мышцы его ног, поэтому на начальном этапе разумно давать нагрузку на руки меньше, чем на ножки. Через несколько дней количество нагрузки на ручки и ножки  вы сможете сравнять и увеличить.
 
Чем полезно это упражнение
 
  • Это упражнение воздействует на суставы ног и рук, т.е., по сути, подкручиваем их, увеличивая их подвижность. В связи с этим целесообразно начать его делать после освоения промежуточного упражнения. 
 
Промежуточное упражнение «Мельница»: 
 
 - плавно поднимаем малыша над поверхностью кровати, например, за правую ножку, держа ее в области икры; ребенок оказывается вниз головой;
- аккуратно начинаем делать перехваты (без подкручиваний): ножка-ножка-ручка-ручка – 3-5 оборотов в одну сторону; 
- аккуратно начинаем делать перехваты (без подкручиваний): ножка-ножка-ручка-ручка – 3-5 оборотов в другую сторону;
- плавно и аккуратно кладем ребенка на поверхность кровати.
 
Чем полезно это упражнение
 
  • Позволяет укрепить суставы и сухожилия ручек и ножек, повысить их эластичность и подвижность.
  • Повышается подвижность суставов.
  • Благодаря смене положения «вверх головой - вниз головой» упражнение хорошо тренирует вестибулярный аппарат. 
6 упражнение «Стойка на руке» 
 
Исходное положение: положите малыша грудью на свою ладонь. Другой рукой обхватите голени его ножек так, чтобы указательный палец вашей руки оказался между ножек.
 
 
 
 

Начинаем упражнение:
 
- плавно опустите малыша вниз головой, удерживая только за ножки;
- начните раскачивать его, как маятник;
- на счет «раз-два-три» поставьте его на ладонь, поддерживая за грудь свободной рукой;
- продолжайте подпружинивать рукой, которая является упором для его пяточек;
- сразу или через несколько попыток вы ощутите рефлекторное распрямление ножек;
– малыш будет делать упор ножками в вашу ладонь.
 
Ближе к трем месяцам малыш сможет самостоятельно балансировать на вашей руке без дополнительной поддержки. 
Чем полезно это упражнение
 
  • Благодаря смене положения «вверх головой - вниз головой», хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
  • Очень эффектно и вызывает положительные эмоции у малыша и зрителей, даже у бабушек и дедушек.
  • Наряду с другими упражнениями, которые в себя включают разнообразные покачивания, раскачивания, подпрыгивания, благотворно влияет на опорно-двигательную систему и на тонкие структуры нервных связей мозга. Другими словами – развивает вашего малыша интеллектуально.
 
7 упражнение «Кузнечик»
 
Исходное положение: положите малыша животиком на не скользящую твердую (не жесткую) поверхность. Например на стол, покрытый байковым одеялом. Ножки у малыша могут быть вытянуты или быть в позе "лягушки".
 
 - обхватите своими кистями рук его икры. И медленно начните перемещать его ножки в сторону его тела, стремясь поставить пяточки на поверхность стола так, чтобы каждая пяточка оказалась на одном уровне с подвздошными косточками (или по другому - на одном уровне с его пупком), а колени согнутых ножек возвышались над спиной малыша. В идеале эта поза похожа на позу кузнечика: все тело и голова малыша соприкасается с поверхностью стола, и только ножки ребенка возвышаются над ним, согнутые в коленках;
- обхватите правой кистью руки правую ножку малыша в области бедра и икры одновременно, а левой кистью руки - левую ножку малыша точно также;
- если малыш не плачет, а терпеливо или с удовольствием переносит это упражнение, то начните делать покачивающие движения вперед-назад в ритме стука сердца.
 
 Если на любом из этапов проведения этого упражнения малыш начинает выказывать недовольство с нарастающей силой, не форсируйте события, просто плавно верните его в исходное положение. Это говорит о том, что это упражнение нужно делать ОБЯЗАТЕЛЬНО и ЧАСТО, но очень "маленькими порциями", с каждым разом увеличивая его на 1-2 секунды по времени.
 
Чем полезно это упражнение 
  • Это упражнение указывает на проблемы в тазобедренных суставах, которые в последствии могут стать диагнозами (повышенный тонус в области тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра, повышенный тонус разгибательных мышц в области колен). Выполняя это упражнение с малышом ежедневно и многократно, можно избежать в последствии таких диагнозов.
  • А также это упражнение подготавливает ребенка к прямохождению. Дети с развитыми ножками очень быстро переходят от ползания на коленках и ладошках к бегу на четвереньках (на ладошках и пяточках), что позволяет им быстро начинать ходить на ножках с высокой степенью координации.
  • Это упражнение наряду с другими упражнениями, благотворно влияет на опорно-двигательную систему и на тонкие структуры нервных связей мозга, а потому является особенно эффективным для развития мозга. Но это уже другая история.
 
К МОЛОДЫМ РОДИТЕЛЯМ
 
В нашей стране, да и во всем мире сейчас во много раз больше юристов и экономистов, чем специалистов по раннему развитию детей. И их острая нехватка побуждает молодых родителей самостоятельно экспериментировать в этой области.
 
Эта небольшая «методичка» Азов динамической гимнастики была написана для тех родителей, кто ищет эффективные методы развития своего новорожденного малыша, но не имеет возможности получить практические уроки у специалиста или хотя бы у опытного родителя. И она написана не столько для того, чтобы папы и мамы начали самостоятельно этим заниматься. Она написана больше с той целью, чтобы еще раз предупредить родителей о том, что, не смотря на пользу и важность психофизического развития малыша, не нужно форсировать события и пытаться «ставить олимпийские рекорды», если рядом нет опытного консультанта.
 
Мой вам совет: в течение недели перед каждым занятием читайте вслух «Технику безопасности» и «Дополнительные рекомендации», прежде, чем приступите к занятиям с малышом. А заниматься с малышом нужно в течение дня 5-7 раз, постепенно увеличивая длительность занятий. В порядке исключения в какой-то день можно провести 2-3 занятия. И в какой-то день (в крайне редких случаях) можно и вовсе отказаться от занятий, например Вы или Ваш малыш не очень хорошо себя чувствуете.
 
А эти несколько упражнений, которые здесь предлагаются, являются наиболее простыми, но очень эффективными для психофизического развития Вашего ребенка.
 
Татьяна Саргунас,
Осень, 2010 г.
 

Комментарии (0)


Вход
 

КОНТАКТЫ

  • Москва, ул. 10-я Парковая ул, д. 18, офис 65.
  • Тел:    +7-917-506-83-25

                +7-926-389-96-03

  • E-mail: snejhanas@mail.ru
                   sargunasaqua@mail.ru

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ