_______________________________________________________________________________
И многие родители обожают спать со своими детишками. А большинство мам согласятся со мной, что совместный сон с малышом освобождает ее и близких вставать по ночам по многу раз и успокаивать его, прогуливаясь по коридору или кухне с беспокойным карапузом на руках.
Если ребенок спит с родителями до года и дальше, то потом он не может понять, с какой стати его выдворили из ЕГО кровати и решили, что он теперь будет спать где-то отдельно от мамы и папы (?) .
И в этом возрасте пытаться убедить, а тем более обрадовать инфанта фактом, что "теперь у тебя есть СОБСТВЕННАЯ кроватка, и ты полноправный и единственный ее хозяин" малыша вряд-ли приведет в восторг, и вы не увидите на лице его слез умиления.
А вот более раннее приобретение такой "собственности" целесообразно. С рождения, например. Но к 4-5 месяцам уже очень желательно, чтобы такая кроватка была для малыша.
В чем же секрет? В 3 месяца - хорошо, а после года уже возникают проблемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется сделать некоторое отступление от темы.
Я объясняю это развитием сознания, осознания, меняющимся восприятием окружающего мира по мере того, как ребенок взрослеет.
Новорожденный малыш воспринимает мир целостно. Попытаюсь расшифровать это понятие, хотя это крайне сложно, так как мы уже давно забыли то, как мы воспринимали мир в новорожденности. Взрослый человек уже в юности начинает воспринимать мир "не целостным и даже не потоковым", а корпускулярным, фрагментарным, как бы состоящим из пазлов. И сейчас мы его воспринимаем так. И я могу только умозрительно пытаться себе представлять, что это такое - целостное восприятие мира. При этом наберусь наглой самоуверенности попытаться образно описать такое восприятие.
Как воспринимает малыш окружающий мир в 1-2 недели от роду?
Зрение - образы
Он видит вокруг себя единые размытые туманности разной плотности и разных цветовых оттенков. Не потому, что у него плохое зрение. А потому, что реально он стал тренировать свой зрительный аппарат только после рождения. И, предполагаю, что во время бодрствования, глядя вокруг себя, он обучает свой мозг различать и уточнять детали происходящего. В это время наверняка происходит активное образование нервных связей между нейронами мозга, которые в дальнейшем будут создавать все более плотную сеть, связывающую между собой нейроны.
Слух - звуки, вибрации.
Звуки также, как и образы имеют общую "симфонию" - воспринимаются в едином потоке. Многие родители могут согласиться, что новорожденный малыш может безмятежно спать при достаточно высоком уровне шума, если он постоянен в своем диапазоне звучания, например, стук колес, если младенец спит в поезде, или вся семья о чем-о оживленно разговаривает, но не присутствует резких, неожиданных и более громких звуков. Некоторые "специалисты" авторитетно утверждают, что первое время (никто не знает какое и сколько оно продолжается) ребенок ничего не слышит. Я убеждена, что замечательно слышит. Просто активно реагирует на яркие звуки, выпадающие из целостного звучания окружающего пространства.
Обоняние - запахи.
Ну, конечно, самым приоритетным для младенца запахом является запах матери и материнского молока. Если, конечно, это были для младенца первые запахи в его жизни, а затем, каждые три часа эти запахи подтверждались, сопровождаясь давно знакомым ритмом сердцебиения материнского сердца + ее голоса, не менее знакомого еще в утробе + ощущения снаружи бархатистости и тепла материнской груди и ощущения изнутри ВКУСА молока, насыщения быстро растущего тела. Все остальные запахи так или иначе фиксируются в памяти малыша. Полагаю, что, если ребенку поднести к носу нашатырь, то он явно отреагирует какой-либо недовольной гримасой (хотя я не проводила таких экспериментов над своими детьми - повода не было , но, полагаю "нюхательная" память запахов роддома укоренилась в подсознании многих из нас)
Ощущения - тепло/холодно, приятно/больно
Ощущения - это сигналы, которые поступают из внешнего пространства к телу ребенка и которые испытывает он при жизнедеятельности самого тела.
Ощущения неизменно сопрягаются с информацией, которую получает малыш из зрения, слуха и обоняния, как дополнительная информация к полученному ощущению в каждый конкретный момент. Создается объемная картина - событие, которое запечатлевается в сознании ребенка. Благодаря чему ребенок обучается жить и реагировать на явления и вызовы окружающего пространства.
И прибавим ко всему вышесказанному:
Чувства - спокойно/страшно, смешно/грустно, хорошо/плохо
Чувства - эмоциональная составляющая, - возникают, в основном, из ощущений, пока человек находится в младенческом возрасте.
О механизмах восприятия младенцем окружающего мира, мы здесь больше не будем рассуждать. Это тема отдельного поста или статьи. А вернемся к описанию способности ребенка к восприятию мира целостно.
После рождения
Вот представьте, что мы смотрим на мир глазами своего малыша, которому 1-2 недели.Из общей текучести пространства - звуков, запахов, образов - выплывает и приближается, становится более ярким и четким образ лица мамы. Она улыбается, ласковый голос, душистый запах... У нас рождается приятное чувство... Потом образ отдаляется и сливается с общим потоком пространства. Но мы вычленяем вибрации мамы из общего вибрирующего пространства. Мы еще чувствуем, что она здесь, она рядом. И она НАША неотъемлемая часть, как и все пространство.
Но для малыша в этом возрасте образ мамы есть некое "выпучивание" из Общего Целого (простите за такое словообразование ) То есть, вокруг ребенка Текучая Целостность Мира. И сам он является частью этого мира, и, возможно, воспринимает себя, как центр этого мира, от которого в разные стороны распространяются лучи восприятия ВСЕГО МИРА.
Вот как-то так... Не знаю, на сколько мне удалась попытка описать "Как воспринимает ребенок после рождения окружающее пространство" - его восприятие Целостности всего со всем.
Малышу 6 месяцев
К 6 месяцам восприятие малыша конкретизируется, он уже воспринимает пространство более дискретно*. Четкость предметов, их границы, "двигается-не двигается", "близко-далеко", расширяется восприятия цветового спектра и пр. - все это готовит малыша к качественно новому этапу познания двоичности мира: "Это - я, а это - не я", который вступит в свои права где-то к году. А в возрасте 6 месяцев ощущение причастности, принадлежности себя ко всему вокруг остается еще очень сильным.По-этому я предлагаю родителям именно в этом возрасте внедрять что-то новое в жизнь ребенка. Например, сажать его за стол и предлагать "человеческую" еду, постепенно ею заменяя некоторые кормления грудью в течение дня. В этом возрасте самое время начать высаживать малыша на горшок. О! Это отдельная песня . Грубо говоря, для малыша горшок в этом возрасте воспринимается как что-то, что является им самим. Именно по-этому я предлагаю родителям надевать на малышей с 3-5 месяцев ласты. И именно по-этому я рассказываю родителям, как лучше подготовить малыша к тому, чтобы он в последствии с удовольствием спал в своей кроватке. И чтобы это произошло не в день его брачной ночи, а несколько раньше
И вот мы подошли к самой сути поставленного вопроса:
Когда ребенок будет спать в своей кроватке
без вреда для себя и для окружающих?
(инструкция)
Рассказываю оптимальный вариант.без вреда для себя и для окружающих?
(инструкция)
Когда ребенку исполнится месяца три, - самое время приобрести еще одну кровать - для него. Эта кровать должна быть размером как для подростка. Очень желательно, чтобы она находилась в той комнате, где спит мама. Отдельная комната понадобиться ребенку после 3-4-5-ти лет.
Когда появилась такая кровать, вы начинаете укладывать его спать в эту кровать и на дневной сон и на ночной. Но очень важный момент: вы ложитесь вместе с ним, так как вы делали в своей кровати: ложились, кормили, малыш засыпал. Если это дневной сон, то вы идете заниматься своими делами. Если это ночной сон, то вы уходите от малыша на свою кровать. И спите там, пока малыш не проснется и не обнаружит, что вы "углубились" в пространство и он не может вас осязать. Об этом он сразу сообщит. И вы забираете его в свою постель и спите с ним всю оставшуюся часть ночи.
Постепенно малыш будет спать все дольше по времени отдельно от вас.
Ближе к году многие детишки начинают спать всю ночь в своей кроватке до самого утра. Конечно, не каждый раз, но с переменным успехом.
Так укладывать ребенка надо до 3-5 лет. Конечно, не обязательно уже давать грудь, а лучше почитать сказочку, спеть песенку. Причем возраст, когда "ну, все! достаточно!" определяете не вы, а желание вашего ребенка и ваше сердце. И не сердитесь на себя или на ребенка, если в какую-то ночь (или несколько ночей подряд) он стал прибегать к вам и втискиваться между папой и мамой. Если принимать его, как то, что вы все "единое целое", то ночные перебежки скоро закончатся.
Еще раз замечу, что дети, которые спали с рождения с мамой, а потом с радостью были принимаемы в свою постель ночью при первом желании, тоже бегают поспать ночью с родителями, но лет до 7. А дети, которые не спали вместе с мамой после рождения - потом спят с родителями лет до 14.
__________________________________
* Дискре́тность (от лат. discretus — разделённый, прерывистый) — прерывность. Свойство, противопоставляемое непрерывности, . Дискретность — всеобщее свойство материи, как и непрерывность.
_______________________________________________________________________________
Если вашему ребенку уже больше 3-х лет, то я бы не стала отучать его от сна вместе с вами до 7 лет. Возможно, ребенок, просыпаясь ночью в отдельной кровати, может не только напугаться, но и испытать чувство отверженности и/или предательства. Это, конечно, громко сказано и, конечно, не обязательно произойдет, особенно если его кровать будет находиться в вашей комнате.
Вообщем, просто пусть будет его "взрослая" кровать в вашей или в соседней комнате. Используйте ее для совместных игр, занятий, чтения. Пусть эта кровать ассоциируется у него с приятными воспоминаниями. И иногда рассказывайте ему, что это его кровать, и он будет спать на ней, когда ему исполнится 7 лет - он станет большой. Что только большие мальчики и девочки могут спать отдельно от родителей.
Если Вашему инфанту уже 7 лет и больше, то можно просто сообщить ему, что это его кровать "для взрослого человека". И теперь он может спать на ней. Но если ему когда нибудь ночью захочется прибежать к родителям в ИХ кровать, то и ... добро пожаловать!
Здесь я уже поделилась не какими-то базовыми, обязательными действиями, а тем, как бы я себя вела со своими детьми в данной ситуации. Мне не пришлось это пройти в полной мере, т.к. каждый последующий ребенок вытеснял из нашей кровати предыдущего. Хотя бывало, что под утро все четверо спали вместе с нами в одной кровати: кто в ногах, кто в головах... . Но это бывало редко.
Эти мои рассуждения предлагаю воспринимать как некие векторы, которые дадут пищу вашей фантазии, находчивости и креативности.
Я для себя когда-то выработала правило: если хочешь что-то изменить в поведении (образе мысли) ребенка, то делай это ненавязчиво, между делом и с мыслями, что это будет лучше, в первую очередь, для самого ребенка. Т.е. пропитывая это все своей Любовью.