Роль дыхания в жизни человека
 

Алексей Саргунас. Тушь, перо. Татьяна Саргунас

 

Во второй половине ХХ века все больше стали придавать значение роли дыхания для здоровья в целом и во время родов, в частности. В научно-популярной литературе и передачах, да и в жизни мы неоднократно слышали рекомендации врачей, что глубокое дыхание очень полезно для здоровья.

А в роддоме женщины слышат от акушерок: «Дыши! Дыши!!!» Но, как и что значит - «правильно дышать» не знает рожающая женщина, не знает, скорее всего, и акушерка. В большинстве случаев женщина начинает истерически дышать, следуя истерическим рекомендациям мед.персонала. Но так или иначе, это приводит к желаемому результату – рождается ребенок.

Эта картина вызывает ассоциацию с сюжетом в фильме «Форест Гамп», где в опасной ситуации девочка кричит своему другу, который с рождения не мог сам ходить: «Беги, Форест! Беги!» Куда бежать? Как бежать? Не понятно. Но ее энергетический посыл оказался исцеляющим – и мальчик побежал.

Дыхание – это одна из немногих наших физиологических функций, которые мы можем контролировать. Мы можем дыхание «пустить на самотек», а можем дышать осознанно, используя контроль, в отличие от других функций организма. Например, контролировать сокращение сердечной мышцы, а тем более, процесс пищеварения или кроветворения мы не можем сознательно. Но дышать или не дышать – под силу каждому.

 

Роль дыхания в обменных процессах

 

Физиологам известно, что:
- благодаря дефикации из организма выводится 3% продуктов метаболизма;
- через процесс мочеиспускания – 7%;
- через кожу (самый большой по своей площади выделительный орган) – 20%.

А остальные 70%?

Оказывается – через легкие, а вернее, благодаря дыхательному процессу.

В связи с этим можно сделать вывод: дыхательный процесс – это наиболее эффективный способ обновления, очищения организма человека, т.к. человек способен использовать его осознанно. Раз это так важно для человека, то трудно переоценить роль осознанного дыхания для здоровья человека – вообще и в период беременности и родов – в частности.

 

Из личных наблюдений и опыта

 

О важности дыхательной гимнастики достаточно много мы слышали в годы социализма. «Слышал звон, да не знаю – где он» - так можно сказать об утренних радиопередачах «Пионерская Зорька», которая начиналась с утренней гимнастики «На зарядку становись!».

В свои школьные годы я время от времени принимала решение, что буду хорошей ученицей и пионеркой. Вставала в 7 часов утра, за 1,5 часа до начала уроков под бодрый писклявый призыв «становиться на зарядку», делала гимнастику, проводимую по радиовещанию и собиралась в школу. Мой физический и эмоциональный потенциал после утренней гимнастики падал почти до нуля. А после прихода в школу он падал еще ниже, и на втором уроке я начинала «клевать носом». Интересно, что мое более позднее пробуждение без утренней гимнастики – в 8-00 (до школы я добиралась пешком за 5 минут) было тоже не очень альтруистичным, но на уроках я не спала. Рассматривая все это с сегодняшних позиций, я предполагаю, что методисты, писавшие текст для этой радиопередачи, вряд ли сами делали утреннюю гимнастику, а о дыхательной гимнастике что-то слышали в студенческие годы на лекциях сквозь сонные грезы.

«Дышите глубже!» - вот девиз врачей.

«Полное глубокое дыхание!»

Но мало кто, видимо, понимал, что оно означает. И «правильные» советские граждане пыхтели как паровозы, искренне веря, что это идет на пользу их здоровья. Хотя большинство (да на самом деле – все) через несколько таких оздоровительных занятий переставали выполнять их с полной самоотдачей, или, скорее всего, прекращали их делать вовсе.

Полагаю, что как и я в детстве, каждый, испытавший на себе гимнастику «для заряда бодростью и энергией на весь день», в глубине души переживал комплекс слабоволия и разгильдяйства, когда переставал в трусах перед открытым окном выполнять указания радиоведущей. На самом деле наше тело наглядно сообщало нам о том, что для него эта гимнастика неполезна. После такой гимнастики нашему телу нужно было время для восстановления.

«…Вдох глубокий. Руки шире.
Не спешите – три-четыре.
Выполняйте правильно движения.
Прочь влияния извне, привыкайте к новизне!
Вдох глубокий ДО ИЗНЕМОЖЕНИЯ…»

пел Владимир Высоцкий. И люди в этом месте смеялись, т.к. это состояние «до изнеможения» они испытывали, желая стать примерными пионерами, студентами и здоровыми людьми.К сожалению, и сегодня мы слышим и чаще всего слушаем рекомендации «специалистов» по закаливанию, диете, здоровью – вообще и дыхательной гимнастике – в частности. И не задаемся вопросом, а как здоровье данного специалиста, применяет ли он на себе те рекомендации, которые предложил нам?

Конечно, было бы забавно, если доктор сам съел все таблетки и прошел все процедуры и обследования, которые прописал своим больным. Но доктор имеет право не болеть всеми болезнями, которыми страдают его пациенты.

Но, в данном случае, идет речь о физиологических процесса, о методах оздоровления и/или поддержания здоровья при помощи естественных сил организма.

И если мы хотим получить грамотную и исчерпывающую рекомендацию, например, о методах оздоровления через дыхательную гимнастику, то, конечно, лучше обратиться с этим вопросом к практику.

  • Диетолог должен быть стройным и румяным.
  • Дантист должен быть с ослепительной улыбкой.
  • Консультант по закаливанию при температуре +16ºС должен быть без шубы и шапки-ушанки. И уж, конечно, без насморка.

Вся эта прелюдия написана лишь для того, чтобы сообщить пытливому читателю, что для использования возможностей организма на благо здоровью, необходимо ознакомиться с его физиологическими процессами.

Дыхательный процесс можно сделать осознанным. Но если знать, что происходит в нашем организме во время дыхания, то мы сможем выбрать наиболее оптимальный режим дыхания для оздоровления и повышения энергетического потенциала тела и сознания.
Т.к. здесь мы будем говорить о дыхании, об оздоровительных дыхательных техниках и о дыхании во время беременности, то давайте рассмотрим вкратце физиологию дыхания.

 

Физиология дыхательного процесса

 

Так почему мы испытываем дискомфорт и ухудшение физического состояния, следуя рекомендациям специалистов по вопросам физического здоровья?

Ведь на самом деле, кислород – это основной энергетик нашего тела, наших жизненных сил, а точнее биохимический энергоноситель. Кислород необходим клеткам как окислитель питательных веществ для вырабатывания энергии. Дыханием можно назвать процесс, происходящий на молекулярном уровне (клеточное дыхание), - это окисление клеткой питательных веществ с высвобождением энергии. Большая часть этой энергии запасается в химических связях аденозитрифосфата (АТФ), а небольшая часть рассеивается в виде тепла.

Значит, дышать желательно воздухом, который насыщен кислородом. А выдыхаем мы воздух, в котором остается очень мало кислорода, а вот углекислого газа там содержится намного больше, чем в воздухе, который мы вдохнули. Напрашивается вывод: кислород употребляется, а углекислота выводится организмом. Что употребляется – то полезно. Что выводится – то не нужно организму.

Вот как об этом пишет Игорь Исаев в своей книге «Лучшие дыхательные практики»:

По житейской привычке мы подразумеваем под дыханием лишь непрерывную и ритмическую вентиляцию легких с целью притока свежего и крайне нужного нашим клеткам «в огромных количествах» кислорода и удаления ненужного и даже «вредного» углекислого газа. Однако, с точки зрения современной передовой науки это представление является ничем иным, как массовым заблуждением. Эдаким укоренившимся в общественном сознании околонаучным предрассудком, противоречащим очевидным фактам современного естествознания… Один из основоположников современной химии Антуан Лавуазье, живший во второй половине ХVIII века, первым понял, что принципиальных различий между окислением углеводов в клетке и горением дров в печи нет…. На основании своих опытов он сделал первый вывод: дыхание и горение – весьма похожие процессы; второй вывод: углекислый газ не нужен организму и удаляется из него, так как весьма вреден…(1)

__________________________________________________________________

(1) Здесь и далее текст из книги Игоря Исаева «Лучшие дыхательные техники. Секреты живительного ветра. Системы дыхания» печатается курсивом (М.: РИПОЛ классик, 2005. – 224 с.)

 

И, казалось бы, чем больше мы кушаем и чем глубже и чаще мы дышим воздухом, насыщенным кислородом, тем здоровее мы становимся. И в связи с этим физиологи придают такое большое значение кислороду и его повышенному содержанию в крови.
Но уже в конце позапрошлого века русским ученым Вериго и датчанином Бором независимо друг от друга было обнаружено, что без присутствия углекислоты кислород не может высвободиться из связанного состояния с гемоглобином, что приводит к кислородному голоданию организма даже при высокой концентрации кислорода в крови.
Т.е. кислород не может попасть в клетки нашего организма, а так и курсирует, связанный с гемоглобином, по нашим кровотокам. При полном насыщении крови кислородом клетки всего организма и, тем более, мозга испытывают кислородное голодание.

 

Роль углекислоты в процессе дыхания и жизнедеятельности организма

 

Вспомним, что наша кровь, насыщенна кислородом, который находится в химически связанном состоянии. Кислород переносится от альвеол легких к различным органам и тканям эритроцитами. В эритроцитах он вступает в непрочное соединение с гемоглобином.
Дальнейшие исследования Вериго и Бора позволили обнаружить, что чем заметнее содержание углекислого газа в крови, тем легче осуществляется отрыв кислорода от гемоглобина, что позволяет кислороду быстрее перейти в ткани и органы. И наоборот – недостаток углекислого газа в крови способствует закреплению кислорода в эритроцитах. Таким образом, возникает парадоксальное состояние: кислорода в крови достаточно, а органы сигнализируют о его крайнем недостатке. Человек стремится вдохнуть и выдохнуть сильнее, пытается дышать чаще. И тем самым все больше вымывает из крови углекислый газ, закрепляя кислород в эритроцитах…
…Углекислота участвует в распределение ионов натрия в тканях, регулируя возбудимость нервных клеток. Влияет на проницаемость клеточных мембран, активность многих ферментов, интенсивность продукции многих гормонов и степень их физиологической эффективности, процесс связывания белками ионов кальция и железа…
…Современные биохимические исследования показали, что для нормального функционирования клеток мозга, печени, почек и других важнейших систем организма нужно около 7% углекислого газа и только 2% кислорода.

В настоящее время в атмосфере содержится около 0,03% углекислого газа и примерно 21% кислорода. Но для нормальной жизнедеятельности в крови взрослого человека должно быть 7-7,5% углекислого газа, а в альвеолярном воздухе не менее 6,5%. Извне его получить нельзя, т.к. в атмосфере почти не содержится углекислого газа. Животные и человек получают его при полном биохимическом расщеплении пищи, т.к. белки, жиры и углеводы построены на углеродной основе и при сжигании пищи с помощью кислорода в тканях образуется бесценный углекисолы газ – основа жизни.

В дополнение вышесказанному хочется еще немного развенчать значимость и «безусловную полезность» кислорода - вообще и в чистом виде - в частности.
Вот что сообщает нам в своей книге Стивен Джуан «Странности нашего тела»:

«Безопасно-ли взрослому человеку дышать чистым кислородом?
Вдыхать чистый кислород не следует, если это только не особая ситуация под наблюдением врачей. Кислород слишком большой концентрации или под высоким давлением может оказаться токсичным. Когда нырялщик без скафандра получает слишком много кислорода под высоким давлением. У него могут возникнуть конвульсии, повреждение легких и смерть из-за отравления этим газом. Однако, иногда пациенту предписывается дышать чистым кислородом, которое поступает малыми порциями в полностью закрытое помещение. А если это происходит на уровне моря, то под более высоким, чем обычно, давлением; за такими пациентами всегда очень тщательно наблюдают. Это называется гипербарической кислородной терапией. Она используется в ситуациях декомпрессии (кесонной болезни), от которой страдают нырялщики, слишком быстро всплывшие на поверхность, а также при отравлении угарным газом или дымом, при газовой гангрене, пересадке кожи, которая плохо приживается, при некоторых ожогах и инфекциях, а также еще в нескольких случаях. Таким образом дополнительные дозы кислорода могут спасти жизнь.»

Такой вывод делает автор.

Одним словом, если говорить о роли кислорода в процессе дыхания, то можно вспомнить поговорку: «Не сотвори себе кумира!»

Темы чистого кислорода и о его воздействии на наш организм мы еще коснемся ниже. А сейчас продолжим тему о физиологии дыхания и рассмотрим роль диафрагмы в дыхательном процессе.

 

Диафрагма – второе сердце

 

Диафрагма – одна из самых больших по своей площади мышц тела. Она активно участвует в дыхательном процессе. Поэтому следует внимательно ознакомимся с ее функцией и задачами.

«...Мнение выдающегося медика первой половины прошлого века Александра Залманова в нашем исследовании представляет особый интерес. В его вышедшей в 1958 году в Париже популярной книге «Тайная мудрость человеческого организма» есть целая глава, которая называется «Диафрагма – второе сердце». И хотя со времени написания этих строк прошло уже более пятидесяти лет, ситуация в этой области медицинского знания особенно не изменилась. Кратко приведу основное содержание этой главы.

Физиология диафрагмы одновременно проста и в то же время отчасти еще не до конца оценена. Диафрагму обычно считают довольно неприметной мышцей, которая на самом деле исполняет главную и важнейшую роль во всем процессе дыхания. Она сжимает и растягивает, то есть заставляет дышать, нижнюю, самую большую и емкую, но всегда наименее задействованную часть легких. Анатомически в состоянии покоя диафрагма образует как бы свод над объемом брюшной полости, имея вогнутость, обращенную вверх, к легким. (Рис. 1.6. стр. 34)
Попробуем внимательно исследовать и оценить деятельность диафрагмы в механизмах обеспечения различных функций нашего организма.

В теле среднего человека диафрагма движется вверх и вниз 16-18 раз в минуту; она поднимается примерно на 4 сантиметра вверх и на столько же опускается вниз. Амплитуда этих движений составляет приблизительно 8 сантиметров. 16-18 движений в минуту, или 1000 в час, или 24 000 в сутки. Попытайтесь оценить количественно объем работы, производимой этой мышцей, которая при этом обладает весьма значительной площадью поверхности. Это самая сильная мышца в нашем теле; она действует как идеальный нагнетательный насос, сжимающий-разжимающий не только объем легких, но и печень, селезенку, кишки. Этот «насос» стимулирует кровообращение во всей брюшной полости и в системе воротной вены. Систематически сжимая печень, диафрагма облегчает, а возможно, даже направляет поток желчи, способствуя кровообращению в печени.

Разделяющий туловище пополам куполообразный свод диафрагмы пересекается множеством кровеносных сосудов, в частности нижней полой веной, которая собирает кровь со всего поддиафрагмального уровня тела, иными словами, из многочисленных органов, расположенных в брюшной полости. Нижняя полая вена – это своеобразная «дренажная труба» для внутрибрюшного давления. Для иллюстрации функциональных возможностей диафрагмы приведем простую аналогию: при сжатии шара, наполненного жидкостью, давление внутри него возрастает. Если к верхней части шара через отверстие подсоединить трубку, то давлением жидкость будет выдавливаться по ней вверх. Полость живота ведет себя именно как подобный пузырь, причем нижняя полая вена играет роль трубки. Нарастающее давление на внутренние органы брюшной полости, которое возникает в следствие дыхательных усилий диафрагмы и других мышц живота, выжимает венозную кровь из внутренних органов на поддиафрагмальном уровне в направлении к грудной клетке. Нижнее давление в ней буквально откачивает венозную кровь с нижнего уровня, и тем сильнее, чем выше разность давлений между объемами верхней и нижней полостей, чем активнее и энергичнее работает диафрагма.

Итак, дыхательные движения с активным и силовым привлечением диафрагмы существенно ускоряют циркуляцию венозной крови в брюшной полости и фактически во всей кровеносной системе. Благодаря такому мощному стимулу застойная кровь начинает лучше циркулировать, очищаясь в легких и снова поступая в общую систему кровообращения. Подобная активизация кровообращения устраняет застойные явления во многих внутренних органах, улучшает их работу, выводит организм на высокий уровень «запасов» здоровья. Кроме того, заметно снижается соответствующая нагрузка на сердце, ибо венозная кровь выдавливается из многочисленных внутренних органов брюшной полости дыхательными движениями диафрагмы, а в освободившиеся сосудистые русла автоматически подсасывается свежая кровь из капилляров.

Поскольку кровь циркулирует по замкнутому кругу, любое ускорение ее потока в любой точке контура ускоряет кровообращение во всей системе. Обратное тоже справедливо. Отсюда следует, что нужно избегать даже самого незначительного нарушения кровообращения из-за сжатия – не носить тесную обувь, ремни, воротнички и даже слишком плотно прилегающие кольца.

Диафрагмальное дыхание обладает еще одним и, несомненно, главным преимуществом. Оно резко усиливает процессы газообмена в легких. Вспомним, что в упрощенном виде легкие имеют форму усеченного конуса, расширяющегося книзу. Именно нижняя часть легких имеет наибольший объем. Вот ее-то и заставляет работать исключительно диафрагмальное дыхание. (Рис. 1.1 на стр. 18). Кроме того, оснавная мощность кровоснабжения легких приходится на нижнюю их часть. Существующие медицинские данные утверждают, что в верхней части области ключиц активность суммарного потока крови в легких не превышает 1/10 литра в минуту. А в нижней части грудной клетки объем прокачиваемой крови составляет около одного литра в минуту. Иными словами, основной объем циркуляции крови приходится на нижний объем легких.

Итак, обеспечивать газообмен в легких следует обязательно с применение диафрагмального дыхания. Но это вовсе не значит, что надо дыщать только «животом». Нужно непременно и регулярно использовать в процессе дыхания все для этого существующие в человеческом теле мышцы. Все, что создано Богом и Природой в нашем организме, должно энергично и эффективно работать.

И если человек занимается оздоровительной практикой дыхания, в каждом дыхательном цикле он будет полностью задействовать верхнее, грудное, и брюшное (диафрагмальное) дыхание.

В завершение повествования о важности диафрагмы для жизнедеятельности организма еще раз обратим внимание, что ее деятельность стимулирует венозное кровообращение, облегчая работу сердца. Вот почему те немногие врачи, которые используют дыхательные техники для борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, говорят, что это одно из лучших средств для слабого сердца и ослабленных легких. Дыхательные гимнастики дают замечательные результаты при правильном применении и понимании физиологии этого процесса..."

 

Немного о дыхательном процессе в период внутриутробного развития

 

Еще в прошлом столетии ученые выяснили, что в период внутриутробного развития в крови плода содержание кислорода в крови в 13 раз меньше, чем в атмосфере, которая нас сегодня окружает. И что еще характерно, что кровь плода содержит значительно меньше кислорода, а углекислого газа в 2 раза больше, чем кровь взрослого человека. Если же попробовать обогатить кровь плода кислородом, то он практически мгновенно погибнет. Кислородная среда такова, как если бы он находился высоко в горах, на высоте около 6 000 метров.

Такое соотношение кислорода к углекислоте существовало в атмосфере нашей планеты сотни миллионов лет назад, когда произошел взрыв жизненной активности многочисленных новых видов организмов на молодой Земле. По некоторым расчетам в начале палеозойской эры, в условиях, давших толчок к «биологическому взрыву» видообразования, содержание углекислого газа было в 15-20 раз больше современного уровня, а содержание кислорода - в 2 раза меньше (около 400 миллионов лет назад). Благодаря бурно развивающемуся растительному миру концентрация кислорода неуклонно возрастала, и примерно 200 миллионов лет назад был достигнут современный 21-процентный уровень концентрации кислорода в атмосфере. Но к этому времени, до конца палеозойской эры (около 300 миллионов лет назад) возникли и получили свое развитие почти все основные видовые ветви растений и животных.

Напрашивается вывод: соотношение кислорода и углекислого газа в крови плода оптимально для развития и было «зафиксировано», как идеальное в процессе эволюции.
С печальным фактом мы знакомимся в уже упоминавшейся здесь книге Стивена Джуана «Странности нашего тела» [3]:

«Если кислород необходим для дыхания, почему новорожденные слепнут, когда его слишком много?
Здоровый доношенный младенец после 9 месяцев развития полностью готов дышать нормальным воздухом и не нуждается в дополнительном кислороде. Однако недоношенные младенцы, подвергшиеся воздействию слишком большого количества кислорода, могут навсегда ослепнуть. Это называется преждевременной дегенерацией сетчатки, или ретролентальной фиброплазией. Когда ребенок рождается очень недоношенным, сосуды, поставляющие кровь к сетчатке глаза находятся еще на стадии развития. (?) Попадая в атмосферу больничного инкубатора с высокой концентрацией кислорода, кровеносные сосуды продолжают расти, но неестественным образом, вызывая патологию зрения. Более того, от кислорода могут пострадать и сами легкие.
К сожалению, недоношенные младенцы зачастую не способны дышать самостоятельно, поэтому их необходимо помещать в инкубатор. Повреждение глаз и легких становятся ценой спасения их жизней (!). Врачи прекрасно осознают этот риск и внимательно наблюдают за уровнем кислорода с помощью медицинского оборудования…»

Вот такие вот выводы мы получаем от наших ученых... Не велика ли цена? А может все-таки вспомнить студенческие годы и поизучать физиологию дыхания заново. И не плохо порыться нашим «спасителям человечества» в библиотечных «аналах» в поисках научных открытий и поинтересоваться историческим опытом в этой области.

Не кажется ли пытливому читателю, что необходимо подавать в инкубатор не воздух, насыщенный кислородом, а смесь газов, где углекислоты должно быть больше, чем кислорода? Что чистый кислород смертельно опасен для взрослого человека, не говоря уже о недоношенном новорожденном. Не совсем понятно, КАК недоношенный новорожденный вообще выживает в таких условиях!

В свое время Игорь Борисович Чарковский рассказал нам очень странный способ выхаживания недоношенных младенцев у предков современных жителей Казахстана и Узбекистана. Если ребенок рождался сильно недоношенным и не мог сам дышать, его помещали в бурдюк с кумысом и зашивали. Какое-то время он там находился (я полагаю, что не несколько часов, а больше), а потом его извлекали оттуда уже с достаточно развитыми легкими, способными самостоятельно дышать.

Когда мы услышали эту историю, нам показалось это невозможным. Но через некоторое время мы получили ответ на этот вопрос. И теперь такой способ «донашивания» преждевременно рожденных младенцев не кажется нам таким уж фантастичным.

Известно, что ребенок в материнской утробе проходит все стадии развития – от клетки до человека, проходя через стадии губки, рыбы, тритона, кролика и примата. И в многочисленных генах ДНК человека «законсервированы» возможности запуска в работу различных биохимических реакций, которые происходили в клетках древнейших организмов многие сотни миллионов лет назад. Одна из таких возможностей – это анаэробный способ дыхания. Такой способ дыхания использовали более 2,5 миллиардов лет назад сине-зеленые водоросли и другие микроорганизмы.

Что же это за способ дыхания? Примитивно говоря, анаэробный способ дыхания – это получение кислорода не из атмосферы путем попадания воздуха в легкие, а при помощи расщепления питательных веществ, попадающих в пищеварительную систему. При расщеплении пищи выделенный кислород захватывается специальными анаэробными клетками, которые напрямую «переадресовывают» кислород в кровяное русло, таким образом насыщая кровь кислородом. Другими словами, это древние механизмы анаэробного получения энергии из глюкозы.

Исследования последних десятилетий показали, что практически у всех животных имеются ферменты для анаэробного гликолитического обмена. Некоторые примитивные живые организмы ведут исключительно анаэробный образ жизни, другие нуждаются в небольшом количестве кислорода, но бескислородный гликолиз остается у них основным видом обмена, несмотря на присутствие в среде кислорода. Другие животные могут переходить на анаэробный путь метаболизма лишь на непродолжительное время. Итак, в наборе ДНК клеток каждого земного существа остался ген, который может запускать в действие расщепляющий процесс анаэробного брожения для выработки энергии при возникновении острой необходимости. Это дает возможность частичного перехода клеток высших организмов на анаэробное, бескислородное дыхание, которое иногда еще называют эндогенным (внутренним).
Среди млекопитающих животных анаэробный способ дыхания используют киты, дельфины, тюлени и, возможно, бигемоты. Интересно вот еще что: чем больше, например, киту удастся съесть планктона, тем на большее время он может залечь на дно теплого залива и спокойно переваривать пищу, не беспокоясь о всплытии на поверхность для вдоха.

Программа анаэробного способа дыхания у человека активно работает в период внутриутробного развития. Если плацента по каким-то причинам не полностью справляется с достаточной поставкой кислорода в кровь плода, то малыш начинает активно двигаться внутри матки и заглатывать околоплодные воды, «включая» древний механизм анаэробного дыхания. После рождения эта резервная программа постепенно «сворачивается», и человек полностью переходит на легочное дыхание.

Вот еще одна особенность дыхательной функции новорожденных.

Наблюдательные родители замечали за своим новорожденным малышом некоторые «странности» в процессе дыхания. Дышит-дышит малыш, сопит, пыхтит и вдруг – раз! - и задержал дыхание. Ждут родители 3-5-10 секунд, а малыш не дышит. Уже волноваться начинают. И вдруг он снова засопел. Ребенок рефлекторно накапливает углекислоту, т.к. кислорода для него очень много в атмосфере, а углекислоты не хватает. Таким образом он восполняет эту нехватку. Именно с этой же целью малыши во время сна, если спят вместе с мамой, стараются заползти к ней подмышку или уткнуться носом в теплый бок, чтобы доступа воздуха к дыхательным путям было меньше. И именно так они более быстро и спокойно засыпают. Конечно, из вышесказанного не следует, что родители должны изобретать какие-либо «ограничители поступления воздуха» к младенцу. Настоятельно рекомендую ничего не изобретать, этим можно очень сильно навредить ребенку. Один из вполне естественных и, пожалуй, единственный способ стимуляции задержек дыхания для новорожденных и младенцев – это обучение плаванию с периодическими погружениями малыша под воду. Эти занятия не только способствуют оздоровлению и нормализации всех функций организма для ослабленных детей, но и позволяют сделать мощный рывок в развитии здоровых детей.

О анаэробном способе дыхания, о резервах человеческого организма и о занятиях в воде с новорожденными мы будем говорить более подробно и немного с другого ракурса в статье, посвященной раннему плаванию младенцев.

А здесь мы продолжим наше повествование о «сухопутном» дыхании.

 

Как дышит наш среднестатистический современник?

 

Дышит он часто и не глубоко, в основном верхними отделами легких. Нижние части легких дыханием почти не захватываются. Там наблюдаются застойные явления в тканях и капилярах; «мертвые» зоны газообмена практически не участвуют в процессе дыхания из-за малой глубины этих частей легких. Современной медициной для взрослого человека принята норма в 16 циклов «вдох-выдох» в минуту. Но большинство людей дышат заметно чаще и поверхностно, особенно в состояниях хронического стресса и эмоциональной взвинченности. Из этого можно сделать вывод, что объемные возможности своих легких они используют в малой степени. К тому же учащенное дыхание способствует вымыванию углекислого газа из тканей организма. Следовательно, коэффициент полезного действия как легочного, так и внутриклеточного дыхания большинства наших современников очень невысок.

 

Как оптимизировать дыхание?

 

Ответ прост и ясен.

Нужно ежедневно практиковать техники глубокого, захватывающего все отделы легких, дыхания с волевым растягиванием ритма. В этом случае последовательность вдох - задержка после вдоха – выдох - задержка после выдоха растягивается до двух минут и более.

В этом режиме, во-первых: в процессе газообмена начинает участвовать вся альвеольная поверхность легких, исчезают «мертвые» пространства, где возможно возникновение очагов серьезных инфекций;

во-вторых: за счет длительного контакта кислород значительно полнее всасывается в кровь и активнее обогащает гемоглобин эритроцитов;

в-третьих: вследствие гораздо менее частой смены глубоких вдохов и выдохов резко падают потери углекислого газа в атмосферу.

В результате таких действий создаются необходимые условия для оптимального течения всех биохимических реакций в клетках, а также нормализуется концентрация кислорода и углекислоты в необходимых пропорциях. Если ежедневно практиковать эти занятия не менее получаса, а желательно более, то новые стандарты установок дыхательных режимов постепенно утвердятся в подсознательных центрах управления дыханием, и весь стиль вашего дыхания в повседневности изменится. В результате дыхание станет гораздо медленнее и отчасти глубже. Через месяц-два с начала регулярных занятий частота его упадет до 8-10 в минуту.

 

* * *

 

Итак, оптимальный режим дыхания нам теоретически уже понятен: 

ПРИ ДЫХАНИИ ВАЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИАФРАГМУ

 

Еще один часто задаваемый вопрос – дышать носом или ртом?
На этот вопрос не менее педантично и аргументировано отвечает Игорь Исаев в вышеупомянутой книге.
Здесь мы только процитируем поговорку индийских йогов: «Если ты дышишь ртом, то значит тебе надо есть носом». Из этой поговорки следует, что индийские йоги считают:

ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ НОС

И примем этот вывод за аксиому. А для желающих ознакомиться с подробностями физиологии вдоха и выдоха через нос и неоспоримыми преимуществами в сравнении с дыханием через рот рекомендуем обратиться к страницам «Лучшие дыхательные практики» Игоря Исаева.

Но для тех, кто хочет убедиться в этом на собственном опыте предлагаем следующий эксперимент.

 

Задержки дыхания лечат насморк

 

Задержки дыхания лечат насморк. И не только...

В 1980-х годах мы познакомились с лекциями Бутейко [2].

Новосибирский врач Константин Павлович Бутейко разработал систему оздоровления при помощи задержек дыхания в 1960-х годах.). Он первый стал пропагандировать пользу углекислого газа в жизнедеятельности нашего организма. Именно от него тысячи людей узнали, что не кислородная подушка, а задержки дыхания снимают астматические приступы удушья, что при помощи задержек дыхания можно излечиться от многих заболеваний.

Одно из утверждений К.П. Бутейко, которое не сложно проверить на практике, заключается в следующем: например, насморк, астма – это ничто иное, как защита организма от излишней потери углекислоты. Т.е. организм «сужает» проходы дыхательной системы, чтобы как можно меньше терять при выдохе углекислоты и как можно меньше вдыхал кислорода, которого и так к этому времени в кровяном русле с избытком.

Например, чтобы увеличить концентрацию углекислоты в организме, начинает отекать слизистая носа. Мы получаем эффект «забитого носа». Конечно, в таком состоянии человек начинает дышать ртом, и это усугубляет ситуацию. Мы начинаем использовать различные аэрозоли, капли «для нос» и «от нос», но они помогают только временно и постепенно перестают помогать вовсе, т.к. не решают причину проблемы, а просто временно снимают отек слизистой носа. В этих случаях говорят: «Если не лечить насморк, то он пройдет за 7 дней, а если лечить – то за неделю».

Оказывается при использовании задержек дыхания начинающийся насморк можно вылечить очень быстро. А освободиться от состояния «заложенного носа» можно в течении 20-40 задержек дыхания на фазе выдоха.

 

Как это сделать?

  1. Лягте, а ещё лучше сядьте в удобную позу, чтобы можно было находится в этой позе без выраженного напряжения мышц, на этом этапе можно даже попытаться хорошо расслабится.

2. Отследите несколько циклов вашего естественного дыхания: вдох-выдох, вдох-выдох... Если «забита» только одна ноздря, то дышите носом. Если забиты обе – тогда, конечно, ртом. Но постарайтесь, хоть небольшую часть воздуха при вдохах-выдохах ртом «продавливать» и через нос. Но помните, что резким вдохом последует резкий выдох, и вы опять потеряете много углекислоты, которую с таким усердием вырабатывает ваш организм для своей жизнедеятельности. Итак, постарайтесь свое дыхание успокоить и сделать незаметным для окружающих.

3. На очередном, 5 или 7 неглубоком выдохе задержите дыхание на 2-4 секунды. Не следует задерживать на большее количество времени. Иначе за этим последует истерический вдох и с «забитым» носом вы опять сделаете резкий выдох ртом.

4. После короткой задержки дыхания попытайтесь сделать неглубокий вдох через нос, даже если он «забит». Конечно, первая попытка не увенчается успехом. По этому, начните вдыхать ртом. Но не через полностью открытый, а через уголок рта, как бы «подтравливая» воздух небольшими порциями.

5. Сделав небольшой вдох, опять попытайтесь сделать выдох через нос. Так как, скорее всего, это будет невозможно сделать, то выдохните так же – через уголок рта небольшими порциями.

6. Затем опять сделайте задержку дыхания на фазе выдоха на 2-4 секунды и повторите дыхательный цикл так, как это описано выше. Только не забывайте перед каждым вдохом и выдохом пытаться это сделать через нос.

7. Через несколько циклов дыхания (3-7 циклов) может начаться легкая паника, что вам не хватает воздуха. И захочется взять аэрозоль «для нос» и закончить свои мучения. Постарайтесь потерпеть и «помучиться» в течение еще 3-5 циклов. Уверяю вас, что после 7-10 задержек дыхания одна из ноздрей начнет прочищаться и дышать. И вторая ноздря не заставит себя долго ждать.

Как правило, за 20 дыхательных циклов нос начинает дышать полностью.

Если Ваш нос оказался «особенным» и прочистился только частично, а вы уже устали, то подышите через него без задержек дыхания, а потом повторите вышеописанную процедуру еще раз.

Этот метод работает не только при сухом, «забитом» носе, но и когда, как говорят: «сопли ручьем».

При первых признаках ангины вы также можете использовать этот метод. Если появляется ощущение, что с горлом что-то не в порядке и, скорее всего, утром будет больно глотать, то в этом случае технику лучше всего использовать перед сном. Благодаря тому, что вы в расслабленном состоянии выстраиваете правильное дыхание и восстанавливаете баланс соотношения углекислоты и кислорода в организме, вы спокойно засыпаете, а утром просыпаетесь со здоровым горлом.


Воспитывая четырех детей, я не располагала возможностью «поболеть в свое удовольствие», и эта техника очень меня спасала. Помогала она не только нашей семье и внимательным слушателям моих лекций. В одной из групп по подготовке к родам одна будущая мама страдала периодическими астматическими приступами. Первые приступы у нее появлись с 16 лет. Начав использовать этот метод в начале каждого приступа, она перестала пользоваться антиастматическими препаратами, а к концу беременности сами приступы перестали ее беспокоить.

А здесь с разрешения автора вышеупомянутой книги предлагаем вам ознакомиться с одной из предложенных им дыхательных тренировочных техник. Описывая и анализируя в своей книге различные методики дыхания Игорь Исаев предлагает дыхательную технику, которая может использоваться не только здоровым человеком, но и лежачим больным. В связи с этим, на наш взгляд, техника является безопасной также и для беременных женщин на ранних сроках беременности.

Татьяна Саргунас

Москва-Эдинбург, июнь-август, 2008 г.

 

Список литературы

1. Игоря Исаева «Лучшие дыхательные техники. Секреты живительного ветра. Системы дыхания» печатается курсивом (М.: РИПОЛ классик, 2005. – 224 с.)

2. Константин Бутейко "Метод Бутейко: Опыт внедрения в медицинскую практику" Сборник (Сост. К.П. Бутейко. - М.: Патриот, 1990. - 224 с.)

3. Стивен Джуан «Странности нашего тела. Занимательная анатомия» (пер. с англ. - А.А. Давыдова, М.: РИПОЛ Классик, 2010. - 688 с.: ил.)

Читайте практические рекомендации:

"Дыхательная гимнастика для начинающих"

"Дыхательная гимнастика с использованием водной среды"

"Дыхательная гимнастика во время беременности"

 


Комментарии (0)






Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


 

КОНТАКТЫ

  • Москва, ул. Нижняя Первомайская, д.52, Спортивная школа "Трудовые резервы"
  • Тел:    +7-917-506-83-25

                +7-916-956-97-49

  • E-mail: sargunasaqua@mail.ru

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ