Динамическая гимнастика для новорожденных
 

О важности раннего психофизического развития детей через движение

 

Движение – это Жизнь, - начиная от движения галактик и планет и кончая движением молекул и атомов. Великий Божественный Дар мы получили, оказавшись в теле, благодаря которому мы можем двигаться, испытывая различные ощущения. Через тело, которое нам дарит ощущения, мы получаем богатейшую информацию о мире, в который родились и в котором нам предстоит прожить целую жизнь. Новорожденному ребенку необходимо для жизни и здоровья не только питание, тепло и сон.

Не менее важны для него ощущения, которые он может получить только через тактильный контакт - в виде ласковых прикосновений и через движение - в виде физических нагрузок. С точки зрения биологического возраста наши малыши рождаются недоношенными.По аналогии с другими млекопитающими беременность у человека должна продолжаться около 2-х лет. То есть, после двух лет внутриутробного развития наш новорожденный в течение несколько часов после рождения мог бы встать и пойти за мамой, как олененок за оленихой. Но у нашего человеческого вида детеныш рождается с очень большим мозгом по сравнению с относительно небольшим телом,если сравнивать пропорции мозга с телом у других видов млекопитающих. И рождается он в условиях гравитации, на суше. В течение первого года жизни мозг ребенка значительно увеличивается в размере и продолжает расти очень активно до 3-х лет. С таким мозгом, рождаясь в гравитацию, человек неминуемо получал бы черепно-мозговую травму и погибал.

И природа сделала другой выбор.

Для того чтобы человечество выжило, мы вынашиваем наших детей 10 лунных месяцев во взвешенной среде – околоплодных водах, где малыш активно тренируется – крутится, вертится, брыкается, готовя свою скелетно-мышечную структуру к выживанию в условиях гравитации. Но, родившись, он все равно оказывается почти обездвиженным силой притяжения земли. Он может только махать ручками и ножками и ползти. А мы, взрослые, благодаря нашим «культурным традициям» усугубляем эту ситуацию, еще больше обездвиживая нашего детеныша, пеленая его. И считаем, что новорожденный ребенок должен только есть, спать, писать, какать и иногда плакать.

У наших братьев меньших – млекопитающих – «недоношенные» беременности – тоже не редкость, но по другой причине. Для выживания вида самка вынуждена вынашивать многоплодную беременность. И, например, у волчицы рождаются такие же беспомощные волчата, о которых ей нужно заботиться определенное время. Но вспомните, как щенята борются за место возле теплого маминого живота, чтобы пососать молока. Каждый день много раз они занимаются зарядкой в виде вольной борьбы и взаимного массажа.

Так почему же мы, люди, лишаем своих детей радости движения, телесного контакта? Западные психологи, проведя исследования, заявили, что ребенок согласен на побои, лишь бы его касались и трогали. Такой ребенок выживет. В
противном случае повышается опасность «синдрома внезапной смерти». Конечно, не надо думать, что я за физические наказания в воспитании детей. Просто этот пример ярко демонстрирует важность физических нагрузок и необходимость тактильного контакта с ребенком.

Динамическая гимнастика для новорожденных полностью способна удовлетворить потребность малыша к движению, которого лишены в силу "культурных" традиций «человеческие детеныши» после рождения.

 

Динамическая гимнастика как диагностический инструмент

Большинство детей даже при естественных мягких родах испытывают колоссальные перегрузки во время прохождения по родовым путям, и вследствие этого в теле ребенка, в различных его зонах, фиксируются зажимы, напряжения, именуемые гипертонусом. Т.к. он в данном рассматриваемом случае не является следствием черепно-мозговой травмы, то, как правило, на первый взгляд не заметен. Но эти, пока не значительные, зажимы и напряжения сразу же обнаруживаются на первом занятии динамической гимнастикой.

Природа всегда стремится к саморегулиции, к гармонии, и природа нашего тела – не исключение. И эти незначительные напряжения в большей части случаев могут исправиться самостоятельно. В значительной степени это зависит от способов ухода за малышом, а вернее от образа жизни семьи, в которой растет ребенок.

Но иногда этого не происходит и гипертонус каких-то групп мышц может усугубиться. И поэтому здесь динамическая гимнастика является первым – необходимым и достаточным – профилактическим «лекарством».

 

Реабилитация черепно-мозговой травмы

благодаря занятиям Динамической Гимнастикой

Сильный гипертонус различных частей тела хорошо заметен и быстро диагностируется. Он, как правило, указывает на черепно-мозговую травму. Атония (с греческого – расслабленность, вялость) мышц, в том числе парез – полная
обездвиженность какой либо части тела, также свидетельствует о травме.

Если говорить популярным языком, то черепно-мозговая травма – это микро кровоизлияние в мозг. Зона мозга, в которой произошло кровоизлияние, должна была выполнять определенные задачи. Но так как она травмирована – теперь ее функции невосстановимы.

У взрослого человека мозг уже полностью сформирован, и в случае черепно-мозговой травмы функции травмированной зоны берут на себя, как правило, другие зоны мозга.

Мозг новорожденного малыша можно сравнить с почкой дерева, которой предстоит распуститься. И если травмировать, - скажем, например, - уколоть иглой такую почку, то когда она распустится, мы увидим лист с дырками в самых различных местах. К тому же диаметр этих дырочек будет на много больше, чем был диаметр иглы. И наоборот, если уколоть той же иголкой уже сформировавшийся лист, то большинство наблюдателей даже не заметят этой травмы до самой осени, пока лист не пожелтеет и облетит.

Благодаря этому образу не трудно понять, что для новорожденного более катастрофична черепно-мозговая травма, чем для взрослого. Но защитные функции и реабилитационные возможности новорожденных очень большие. В отличие от взрослого человека, мозг новорожденного продолжает расти до 3 лет, и новые зоны мозга имеют способность «брать на себя» функции других зон мозга. Эти природные возможности можно использовать с пользой для малыша.

Динамическая гимнастика, водные тренировки и релаксационный массаж новорожденного в этом случае становятся незаменимыми инструментами (см. «Релаксационный Рэйки-массаж для женщин и новорожденных детей»).

 

Как работает динамическая гимнастика

Гипертонус по своей природе похож на мышечную судорогу. Если со взрослым происходит такая неприятность, он вынужден активно растирать и массировать рефлекторно сократившуюся мышцу. Это приносит дополнительную боль, но, как следствие, мышца расслабляется. И снять напряжение какой-либо мышцы у взрослого человека не так уж сложно. Зачастую он сам с этим справляется.

Совсем другое дело – гипертонус у новорожденного. Если тело малыша в каких-либо частях тела напряжено, то оно напряжено постоянно. Тело его стремится к росту. И там, где мышцы напряжены, костная структура не сможет расти. А там, где мышцы эластичны – костная структура растет. В процессе роста тело ребенка подвергается деформации. И через пол года или через год после рождения ребенка мама говорит, что «он был, как все; а сейчас нам поставили диагноз – ДЦП».

Популярно выражаясь, «новые» зоны мозга «не знают» о том, какими функциями заведовала травмированная зона. И мы можем «сообщить» им об этом, занимаясь с малышом динамической гимнастикой.

К примеру, систематически разгибая и сгибая «зажатую» ручку ребенка, мы воздействуем на здоровые структуры мозга и посылаем им информацию о том, что пространство, в котором находится ребенок, диктует его телу определенные задачи. Оно сообщает, мозгу, что тело должно быть способным совершать определенные движения, и эти движения для него должны быть естественны, как еда и сон.

Динамическая гимнастика построена на принципе кратковременных и частых напряжений и расслаблений различных мышц, связок и сухожилий. Это позволяет атоничным мышцам «включать» способность к сокращению и напряжению, а мышцам, находящимся в постоянном напряжение – гипертонусе, - «включать» способность к расслаблению. Благодаря таким упражнениям функции скелетно-мышечной системы гармонизируются, и малыш хорошо развивается.

Практика показала, что если с ребенком начинать заниматься динамической гимнастикой, плаванием и массажем с первых дней или, хотя бы с первых недель от рождения, то к году синдром ДЦП полностью нивелируется. Развитие
скелетно-мышечной структуры малыша, его динамика движений и активность к этому времени начинают опережать развитие даже тех сверстников, которым повезло родиться без травмы.

 

Динамическая гимнастика для детей, рожденных без травмы

Не трудно догадаться, что такая гимнастика полезна не только ослабленным и травмированным в родах детям, но и детям, благополучно рожденным.

Важно отметить, что благодаря динамической гимнастике, дети хорошо спят, активно сосут грудь, а в минуты бодрствования с интересом познают мир.

У взрослого населения нашей планеты бытует миф, что новорожденные дети очень много спят, потому что очень слабенькие. Может быть, в первые дни так оно и есть. Но со временем родители начинают замечать, что ребенок очень плохо засыпает, хотя ему давно пора спать. Малыш уже все получил: сытый, сухой, «погулял», начал дремать…, но крепкий сон никак не наступает.

В большинстве случаев ответ простой: «психика устала, а физика бежит». Другими словами, новорожденный человечек, появившись в наш мир взрослых, каждое мгновенье познает окружающее пространство. Он – чистый лист. Для него все ново, все важно. Информационный шквал на всех уровнях восприятия обрушивается на него. Все интересно, все ново. Но необходим перерыв «для усвоения материала», пора «отключать компьютер». А тело? А тело не устало, оно бежит, требует нагрузки. Оно не получило физических впечатлений. Происходит разбалансировка психики с физикой тела.

Родители, освоившие динамическую гимнастику, отмечают, что у их малыша восстанавливается хороший аппетит, крепкий сон и отличное настроение во время бодрствования. Прекращаются «ночные бдения» и укачивания наследника на протяжении всей ночи. Также у ребенка нормализуется «стул» и он перестает мучиться «животиками».

Благодаря такой гимнастике малыш уже с 2-3 недель держит головку. Хорошо «гуляет», ест и спит на животике. В 4 месяца отлично ползает, а в 6-7 месяцев забирается по «шведской» лесенке до потолка квартиры и, держась за различные опоры, прекрасно топает на двух ножках, пытаясь добраться до интересующего его предмета. А когда малыш начинает самостоятельно ходить без поддержки, его движения на порядок лучше скоординированы, тело «умеет» безопасно группироваться при падениях, благодаря чему ребенок избегает возможных травм. Высокая координация движения благодаря тренированному вестибулярному аппарату и быстрой реакции защищает ребенка и в дальнейшем, в кругу сверстников. Он, а вернее его тело, четко отслеживает «неправильные», опасное поведение других детей во время игры и предупреждает их неправильные движения.

Может быть, излишним было бы здесь говорить, что дети, с которыми до года занимались динамической гимнастикой, в большинстве случаев предрасположены к различным видам спорта. Это и так понятно.

Но динамическая гимнастика развивает не только физические возможности. Она косвенно влияет и на интеллектуальное развитие и творческие способности. Механизм здесь прост. Если организм здоров и крепок, развивающемуся мозгу младенца нет нужды тратить энергию на постоянную «реконструкцию» и «доработку» различных функций организма. Сильное здоровое тело хорошо снабжает мозг питанием и энергией, что позволяет мозгу быстрее развиваться и обучаться новому. Поэтому, ребенок с возрастом становится способным к самым различным навыкам и знаниям.

 

«Побочные эффекты» динамической гимнастики

В течение более 20 лет опыт показал эффективность динамической гимнастики:

  • высокая сопротивляемость организма к различным заболеваниям;
  • в случае заболевания, ребенок быстро справляется с ним без применения лекарственных препаратов, используя резервы своего организма;
  • хороший аппетит, глубокий спокойный сон;
  • высокая потребность в познании мира, и как следствие, быстрое естественное психофизическое развитие.

Но важно предупредить родителей о возможных «побочных эффектах». Чем раньше начинают заниматься с ребенком такой гимнастикой, - а начинать заниматься можно с первых дней жизни, - тем меньше ребенок начинает спать в дневное время.

«Я не хочу спать! Я хочу ЖИТЬ!» - кричал малыш, когда его хотели уложить спать.

Конечно, если родители относятся к воспитанию своего ребенка как к повинности, тогда им этот вариант не подходит: пусть лучше быстрее устает и побольше спит. А если мама в любой момент рада общению со своим малышом – тогда ее этот «побочный эффект» не напугает.

И есть еще один более серьезный «побочный эффект». Если резко прекратить физические нагрузки, - например, мама вынуждена в год выйти на работу, и «главный тренажер» малыша в лице мамы отсутствует почти целый день, - в этом случае ребенок серьезно недобирает физических нагрузок. Мы наблюдали 2 варианта побочного выхода нереализованной энергии:

  • ребенок начинает очень много есть и быстро толстеет;
  • у ребенка начинают появляться беспричинные нервные срывы, истерики, плохой сон, агрессивность.

 

***

Но эти проблемы легко предупредить. Для этого необходимо приобрести спортивный домашний комплекс. И тренированный малыш уже в 6 месяцев будет подползать к нему и осваивать потихоньку те снаряды, до которых он может дотянуться. Малыши в этом возрасте отлично подтягиваются на турничке, кружатся «юлой» на кольцах, как обезьянки висят на лианах. К году они осваивают его полностью и отлично добирают физические нагрузки, которые уже не могут обеспечить им родители.

 

***

Малышам очень нравится динамическая гимнастика. Этот вид занятий с ребенком приносит много радости и родителям. А для папы это чуть ли не единственный способ общения с малышом до года: ведь физические нагрузки на фоне веселья – это настоящее мужское занятие в общении с детьми. 

 

Татьяна Саргунас

Москва, апрель-май 2005 г.

 

 

Методичка для родителей "Азы динамической гимнастики для новорожденных">>

 


Комментарии (0)






Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


 

КОНТАКТЫ

  • Москва, ул. Нижняя Первомайская, д.52, Спортивная школа "Трудовые резервы"
  • Тел:    +7-917-506-83-25

                +7-916-956-97-49

  • E-mail: sargunasaqua@mail.ru

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ