Горячая линия !
По вопросам
Грудного вскармливания
Звоните :
+7 (916) 314-23-60

 
 
 


  В объятиях водной стихии или как рыба в воде
 

 

Алексей САРГУНАС

Удивительно! Недавно я случайно услышал разговор в одном из бассейнов. Молодая мама спрашивала тренера, когда можно начинать обучать плавать своего грудного младенца. «Не раньше шести лет!», - убежденно отвечал тренер. А вот, например, бельгийские специалисты Рене и Эдит Депельзинер, авторы книги «Дети-пловцы и водные тренировки для беременных, опираясь на свой многолетний опыт, убеждены, что обучать плаванию ребенка можно и нужно еще… до появления его на свет!

Немного теории

Бельгийские тренеры заметили четкую закономерность. У тех женщин, которые активно плавали и ныряли на протяжении всей беременности, рождались дети более способные к освоению водной стихии. Такие дети не боялись погружений под воду, прекрасно затаивали дыхание, движения в воде у них были более активные, напоминающие стиль «брасс». Продолжая тренировки, младенцы могли самостоятельно держаться на воде и плыть в полтора года, а кто и раньше. Конечно, такое плавание еще далеко до таких спортивных стилей, как «кроль» или «батерфляй», но согласитесь, какой необходимо порой жизненно необходимый навык. Теперь немножко печальной информации. По данным Международной любительской федерации плавания (ФИНА), в мире ежегодно погибают в океанах, морях, реках и других водоемах около 300 000 людей, среди которых немалый процент детей. Чаще всего причиной этого становится не умения плавать и еще… страх перед водной стихией. Страх? Но почему? Вода – казалось бы такая привычная, основа всей жизни на земле. И человеческое тело на 80% состоит из воды, а 7/10 всей поверхности нашей голубой планеты покрывают воды мирового океана. Жизнь на нашей планете зародилась именно в воде. Каждый, да, каждый человек прежде, чем появиться в этот мир повторяет многомиллионный путь развития всего живого на земле еще там, в материнской утробе. Омываемый теплыми околоплодными водами, ребенок из одноклеточного организма (проходя стадию рыбки) превращается в удивительно сложный «венец природы». Откуда же потом появляется этот страх воды?

Немного истории

Наш соотечественник Игорь Борисович Чарковский, известный исследователь в области влияния воды на эволюцию человека еще в 70-х годах, работая во Всесоюзном научно-исследовательском институте физкультуры и спорта экспериментально доказал, что страх перед водой – это генетический страх, находящийся в подсознании, перед ее хищными обитателями. По его мнению, именно это заставило человека покинуть океан и выйти на сушу. После рождения ребенка у мамы включается инстинкт сохранения потомства, который включает в себя и страх воды. Теперь, еще представьте, что мама еще и сама не умеет плавать и боится погружаться под воду. Все это напряжение мгновенно передается малышу, так что легко предвидеть результат. И знакомый с детства девиз: «Всегда и везде – вечная слава воде!» вызывает теперь слегка ироническую ухмылку. Что же делать (извечный вопрос)? Во-первых вспомните старую и мудрую истину – «лучше поздно, чем никогда». Если вы до сих пор не умеете плавать и боитесь погружать лицо под воду, учитесь! Я вас уверяю, научится плавать можно в любом возрасте, было бы на то желание. Если вы прекрасно держитесь на воде и ныряете на определенную глубину, да еще беременны, не останавливайтесь и продолжайте занятия в бассейне. Плавание – это самая гармоничная нагрузка на все основные группы ваших мышц, плюс тренировки для еще нерожденного малыша. А если у вас уже сейчас тихо посапывает на руках крошечное чудо, которому всего-то несколько дней от роду. С чего начать первые уроки? Да и вообще первое в жизни купание. Как? Возникает множество вопросов.

Практические советы

Конечно, если у вас есть возможность, пригласите к себе домой опытного инструктора. Если такой возможности нет, придется самим (как мы в былые годы), пользуясь некоторыми советами, которые вы прочтете в этой статье. Хорошенько вымойте вашу большую (не маленькую пластмассовую!) ванну с мылом или средством не содержащим хлор. Наполните ванну до краев, температура воды 36 градусов. Первые занятия лучше находиться в ванне вместе с малышом, ребенок будет чувствовать безопасность, когда вы находитесь в воде вместе с ним. Очень хорошо покормить малыша грудью в воде (тельце погружено полностью, а головка на поверхности). Это усиливает позитивное, доверительное отношение к воде. Ребенку кормление в воде может напомнить его райский, внутриутробный период: близкий контакт с мамой (кожа к коже), нежные прикосновения, теплая вода и сладкое молоко! Проявите немножко творчества и фантазии. Например, в ванной комнате можно зажечь свечи, включить тихую, приятную музыку. Рождество! В такой сказочной атмосфере вам будет необычайно приятно общаться с вашим малышом… в воде.

Полезная справка. Среди некоторых врачей-педиатров бытует поверье, что у младенцев природный рефлекс задержки дыхания сохраняется лишь до 3-х месяцев, а затем куда-то бесследно исчезает. Рефлекс как бы «свертывается за ненадобностью», но благодаря занятиям он прекрасно восстанавливается.

Тренировочные занятия. Через несколько дней вы сможете приступать тренировкам. Как всегда вымойте (большую!) ванну с мылом. Температура воды должна быть такой, чтобы малыш в ней проявлял двигательную активность. Как правило такая температура составляет 34-35 градусов по Цельсию. Для подобных тренировок вам нужно освоить несколько различных, так называемых ухватов.

Ковшик

Правой ладонью образуете ковшик, которым поддерживаете подбородок ребенка. Левой рукой обнимаете тело ребенка и поддерживаете снизу. Малыш находится вниз животом (не на спине!). Следите, чтобы тело было в горизонтальном положении и полностью в воде. Ваш ковшик при этом контролирует «ватер-линию», которая проходит на уровне подбородка юного пловца. В таком положении вы делаете проводки от края до края ванны, рисуя по воде восьмерки, тем самым создавая живой поток.

Восьмерка

Она делается так. Вы делаете проводку от левого верхнего края ванны по диагонали до правого нижнего края ванны. Там же поворот в правый верхний угол и теперь движение идет от правого верхнего края по диагонали к левому нижнему краю. Такие движения, так же напоминают знак бесконечности. Не забывайте – тело полностью в воде, а «ватер-линия» доходит до подбородка. Когда вы освоите этот несложный прием, можно перейти к следующему варианту «ковшика». Правая ладонь поддерживает подбородок, а левая рука придерживает головку малыша за затылочную часть. Плавно и нежно продолжайте рисовать восьмерки.

Поплавок. Не меняя положения рук, переместите тело малыша в вертикальное положение. При этом можно делать покачивания вверх-вниз («рыбка клюет»). Амплитуда таких покачиваний может увеличиваться, и в какой-то момент, почувствовав уверенность, вы можете, как бы невзначай на секунду погрузить лицо ребенка под воду («рыбка клюнула»).

«Дырявый ковшик» и имитация погружений

Теперь, на первое время вам нужен ассистент. Вы или ваш ассистент берет ребенка. Ухват – «ковшик» (см. выше). Вы плаваете восьмерками, а ваш ассистент набирает полные пригоршни воды и в какой-то момент (можно предупреждать ребенка спокойным голосом «Ныряем!») делает спокойный полив водой на лицо малыша. Поливать водой нужно лоб малыша, чтобы вода стекала вниз по всему его лицу. Делайте это спокойно и уверенно. Вы услышите, как ребенок на время полива затаивает дыхание. Нетрудно догадаться зачем в этом случае нужен «дырявый ковшик». Ваши пальцы слегка раздвинуты, и вода проходя сквозь них не скапливается в вашей ладони. Начинайте с 5-10 поливов за одно занятие. Постепенно увеличивайте число поливов, так чтобы ребенок воспринимал их, как норму. «Если мама с папой так делают, значит так нужно». Когда вы находитесь в ванне вместе с малышом, вы можете поддерживать его под мышки двумя руками (положение «вниз животом»). Подбородок ребенка лежит на мягких подушечках оснований ваших больших пальцев. Если вы подуете на лицо малыша, он рефлекторно затаит дыхание. Вы можете использовать эту паузу и… на секунду погрузить лицо юного акванавта под воду. Еще один хитрый способ. Ребенок находится в том же положении (животом вниз, лицом к вам). Вы набираете в рот воды и при очередном проплыве выплескиваете струю воды на лицо малышу и снова почувствуете, как маленький пловец затаит дыхание.

Продолжительность и частота занятий

Здесь нет жестких рекомендаций, потому что это зависит от многих факторов: ваше физическое и душевное состояние, психоатмосфера в семье, состояние ребенка. Так что вы это определите для себя на практике. Три раза в день – отлично, два раза – хорошо, один раз – ну в общем… передозировки здесь быть не может.
Полезные советы. Общение с водой, включая рабочие тренировки не должны превратиться в рутину. Создайте такие условия, чтобы вам и ребенку было интересно. Что касается погружений под воду. Здесь надо помнить, что вода – это жизнь, а жизнь – это не только сплошное удовольствие 24 часа в сутки. Поэтому, не стоит при первом же писке сразу же вытаскивать ребенка из воды («а он чего-то не хочет» или «ему чего-то не нравится»). Хитрый малыш быстро смекнет: «Ага! Если похныкать или устроить «концерт», то занятия мгновенно закончатся». С другой стороны не стоит «штурмовать Бастилию», добиваясь олимпийских рекордов.

Вопрос № 1. А зачем малышу нужны все эти ныряния?

Если ребенок освоит погружения с задержкой дыхания это позволит ему с успехом научится самостоятельному плаванию (примерно 1,5 года). Это очень сильно напоминает естественный стиль, которым плавают дельфины – плывем под водой, выныриваем на поверхность лишь за тем, чтобы сделать очередной вдох. Вспомните все эффективные (в данном случае спортивные). Голова пловца находится под водой.

Вопрос № 2. Всем ли полезно плавание, а если есть проблемы со здоровьем?

Всем. Вода благоприятно воздействует на внешние нервные окончания, усиливает кровообращение, улучшает обменные процессы во всем организме, активизирует акупунктурные точки, гармонизирует работу энергетических меридианов. Занятия в воде необычайно полезны недоношенным детям, грудничкам с травмами головного мозга, малышам с церебральным параличом.

Проходит время и ванна, которая вначале казалась такой большой, уже чего-то тесновата. Продолжайте занятия в бассейне.

Один секрет. Маленькому ныряльщику должно быть интересно погружаться под воду. Для этого нужно положить на дно бассейна какие-либо сюрпризы. Получить их можно, если нырнешь и достанешь. «Не достал в этот раз, ничего, в следующий обязательно достанешь». Японские ныряльщицы «ама» Быстро осваивают глубину и длительные задержки дыхания. Почему? Потому, что есть стимул – достать со дна ракушки с жемчугом.

Секрет второй. Для того, чтобы ребенок быстрее научился самостоятельно держаться на воде нужны… ласты. Для этого хорошо подходят отечественные резиновые ласты для детей «Золотая рыбка». Их можно с помощью ножниц и резинового клея подогнать под необходимый размер.

Итак, попробуем подвести итоги. Вода – это жизнь, а значит в воде, как в жизни можно просто плескаться, учится плавать, общаться, играть, кушать, выполнять задания, отдыхать и даже спать. А летом? Можно ли с грудничком отправиться в теплые страны, где есть море? Можно. По нашим наблюдениям дети гораздо быстрее адаптируются к переменам климата. Учитесь не бояться воды и тогда вам откроется удивительный подводный мир моря, загадочные растения, разноцветные камешки, экзотические рыбы, перламутровые ракушки, дельфины. Все это подводное царство сможет увидеть ваш малыш не по телевизору, а в живую, если… Надеюсь, вы и сами догадались.

 

Статья опубликована в журнале «Мой ребенок», июль 2001 г.


Комментарии (0)


Вход
 

КОНТАКТЫ

  • Москва, ул. 10-я Парковая ул, д. 18, офис 65.
  • Тел:    +7-917-506-83-25

                +7-926-389-96-03

  • E-mail: snejhanas@mail.ru
                   sargunasaqua@mail.ru

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ