Горячая линия !
По вопросам
Грудного вскармливания
Звоните :
+7 (916) 314-23-60

 
 
 


  Общие идеи программы И.Б. Чарковского "Дети-дельфины"
 

Общие идеи программы И.Б. Чарковского

"дети-дельфины"

Алексей САРГУНАС

Чтобы понять основное содержание идей, выдвинутых Игорем Борисовичем Чарковским уже в начале 60-х годов, надо сначала понять удивительные свойства воды, которая является отправной точкой программы «Дети-дельфины».

Удивительные свойства воды

Вода – это одно из наиболее простых веществ природы по своему химическому составу, но как обманчива эта простота!

Эволюционные теории утверждают, что вода первичного океана на Земле оказалась наиболее благоприятной средой для зарождения и развития жизни. Современная химия, физика, медицина обнаруживают все новые, порой труднообъяснимые свойства воды: она чутко реагирует на магнитное поле, изменяя свою химическую активность (таким образом сейчас предохраняют от коррозии металлические водопроводы), она приобретает целебные свойства после обработки электрическим полем (два-три года назад многие журналы публиковали статьи о «живой воде»).

Словом, сегодня наукой твердо установлено: вода при одном и том же химическом составе может обладать огромным разнообразием различных свойств.

Экологи различают сегодня как минимум шесть типов воды по степени ее благотворного влияния на живое. Это значит, что есть вода и «живая» и «мертвая». А это значит, что в народных сказках и легендах, где вода – важный участник событий, - фантазий намного меньше, чем мы об этом думаем. Новый диапазон качеств воды открывают сегодня биопольные исследования: оказалось, что вода является мощным аккумулятором энергии биополя.Словом, это «простое вещество» пока только добавляет загадок для науки. Если хотите узнать больше о свойствах воды – вы найдете массу интересной научной и популярной литературы. Наука – объясняет, практика – очень давно использует. И вы можете поступить иначе: встать под душ, забраться в ванну, а лучше – в естественный водоем – и почувствовать, как уходит усталость, как у кожи и мышц тела появляется возможность расслабиться, как постепенно это расслабление передается и на нервную систему. Объяснить трудно, почувствовать - очень легко. Знаменитая по оздоровительным свойствам «японская ванна» - это просто 30 минут перед сном расслабленного пребывания в воде 34-35°С. Известный американский исследователь глубин человеческой психики Джон К. Лилли для достижения предельно глубокой релаксации тела и сознания использовал «изоляционные ванны», и пребывал по нескольку суток погруженным в воду.

Итак, вывод первый: вода – биологически активная среда, и, если учиться правильно ее использовать, можно создать особо благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

Есть у воды еще одно замечательное свойство: тело, погруженное в воду, практически полностью теряет вес.

Невесомость!

Не в космосе, в жестких условиях полета с предварительными перегрузками, а здесь, на Земле, в привычных условиях дарит нам эту возможность вода, Океан. Невесомость – это свобода от веса, это снятие нагрузок с большинства мышц тела (чтобы поддержать тело просто в положении «стоя» напряженно работают около 400 мышц), это высвобождение значительной доли энергии, которая может быть использована на другие важные для организма цели.

Это обстоятельство становится особенно ценным в тех ситуациях, когда организм ослаблен, когда нужна полная мобилизация всех его сил. В таких ситуациях оказывается больной или даже просто усталый человек. Вспомните (или представьте), к каким ухищрениям приходится прибегать, чтобы без нагрузок разместить тело человека с травмами костей: многочисленные растяжки, опоры, подставки, гипс – и почти все это ради снятия нагрузок веса с мышц и скелета. Немало страданий причиняет также необходимость неподвижно лежать.

В этих и многих других случаях использование воды могло бы значительно упростить все дело, - считает И.Б. Чарковский, выдвигая идею гидротравмотологии и гидрохирургии.

Вывод второй: вода – единственная естественная антигравитационная среда на Земле, благодаря которой можно не тратить энергию на взаимодействие с гравитационными силами, а использовать ее (энергию) для восстановления сил организма.

И здесь мы подходим к одной из важнейших идей Игоря Чарковского – роды в воду. Ведь известно, что необходима полная мобилизация всех сил организма не только рожающей женщины, но каждого новорожденного!Эксперименты английского физиолога Баркрофта, подтвержденные затем другими исследователями, показали, что интенсивность основных физиологических процессов в организме (реакций «метаболизма») у новорожденных животных резким скачком повышается примерно в 4 раза при переходе из утробы матери наружу. Какие же факторы являются причиной такого сильного скачка напряженности функций организма новорожденного. Ведь он и после рождения (в течении некоторого времени) продолжает получать через пуповину все необходимое от материнского организма? Ответ прост: на тело «наваливается» сила тяжести, которая более не компенсируется выталкивающей силой воды, водной среды, как это было в утробе матери.

«Гравитационный удар» - так называет это резкое повышение нагрузки на организм Игорь Чарковский. «Гравитационный удар» коварно поджидает новорожденного именно в этот момент, когда все его силы напряжены до предела трудностями прохождения родового канала, трудностями последующего перехода на самостоятельное существование. Можно ли смягчить этот внешний природный фактор – «гравитационный удар»?

Конечно, можно!

Для этого необходимо обеспечить выход новорожденного не сразу на воздух, а в воду: из водной среды материнской утробы – в водную среду родового бассейна.

Вывод третий: роды в воду – мягкие роды, позволяющее сохранить жизненные силы не только здоровым новорожденным, но, что самое важное, обеспечить ослабленным новорожденным более мягкий переход от внутриутробного существования к земной жизни.

«Роды в воду - мягкие роды» – вот в чем состояла идея Игоря Борисовича Чарковского, выдвинутая им в начале 60-х годов.

Первые роды в воду состоялись именно в нашей стране в 1963 году. Интересное совпадение – первые полеты в космос, в космическую невесомость, и первые роды в воду, в водную невесомость – состоялись практически одновременно. В обоих случаях «пионером» была наша страна. В обоих случаях понадобились огромные усилия для осуществления этих идей. В течении нескольких лет И.Б. Чарковский проводил уникальные эксперименты на животных, выясняя особенности родов в воду. Первоначальная идея полностью подтвердилась: роды в воду не только возможны, но и протекают более легко и естественно не только для новорожденных, но и для матери.

Идея оказалась даже более богатой своими результатами, чем это можно было ожидать: «водное потомство» развивалось быстрее и лучше, чем их «сухопутные ровесники» не только в физическом плане, но и в психическом, имели лучше развитые мозговые ткани, обладали лучшей устойчивостью к стрессовым ситуациям и повышенным нагрузкам, и, даже, … большей продолжительностью жизни. Например, длительность жизни у таких близких родственников, как кролики, зайцы и бобры, - очень разная. Кролики, проводя свою жизнь в гиподинамии и живут 6-8 лет. Зайцы, пробегающие за день по нескольку десятков километров, живут около 25 лет. А бобры, которые большую часть своей жизни проводят под водой, задерживая дыхание, - живут до 50 лет! И это еще не все.
Нужно ли лишать возможности рожденного в воду ребенка и дальше использовать преимущества водной среды? Вероятно – нет. Ведь это поможет научиться ему плавать и нырять!

Оказалось, что рожденные в воду дети, могут быть приучены к продолжительному пребыванию в воде. Более того, эксперименты И.Б.Чарковского демонстрировали удивительный факт: до определенного возраста у новорожденного имеется плавательный рефлекс и рефлекс задержки дыхания, которые приблизительно через 3 месяца после рождения пропадают. Но если этот рефлекс вовремя подкрепить тренировками,  то его можно сохранить.

Так появился широко известный теперь у нас в стране и за рубежом лозунг Игоря Борисовича: «Плавать раньше, чем ходить!»

Ранее плавание

Что можно ждать от него?

Оказывается - многого. Мы уже упоминали, что даже простое, спокойное пребывание в воде оказывает на организм благотворное воздействие, освобождая тело от воздействия силы тяжести. А активное движение в воде дает новые возможности для развития организма: с первых дней (когда в современных условиях новорожденный ограничен в движении не только собственным весом, но и  пеленками) рожденный в воду ребенок получает возможность в облегченных условиях осваивать самые разнообразные движения. Результат – ускоренное физическое развитие, а на его основе – более богатые возможности для психического развития. Напомним, что для развития мозговой ткани длительное пребывание в воде создает облегченные условия для жизнедеятельности всех функций организма, так как энергия не тратится на борьбу с гравитацией. А это, вероятно, один из важнейших параметров для успешного развития и эволюции человеческого организма.

Вывод четвертый: вода – еще одна возможная среда обитания и эволюции для будущего человечества.

Интересно, что движение в воде, как и в невесомости обладает особой «пространственностью» - свободой движения во всех трех измерениях. А это, в свою очередь, создает уникальные условия для развития психических функций, связанных с пространственной ориентацией и движением. Но чтобы научиться свободно двигаться в воде, ребенку надо научиться задерживать дыхание – только тогда можно будет по настоящему плавать и нырять, а не просто беспомощно лежать на спине на поверхности воды.

Эксперименты Игоря Чарковского с животными показали, что новорожденные намного легче осваивают задержки дыхания, чем взрослые животные. Возможно, это связано с тем, что их организм еще «помнит» режимы внутриутробного развития, когда он обходился значительно меньшим количеством кислорода (к примеру, ребенку внутриутробно поступает в 6 раз меньше кислорода, чем содержится в атмосфере нашей Земли, и это ему вполне достаточно). Но, может быть задержки дыхания вредны для человеческого организма?

Нет. И более того, освоение состояний с умеренным недостатком кислорода (в медицине их называют «гипоксическими») оказывает благоприятное регулирующее воздействие на протекание многих физиологических процессов. Этот эффект уже используется в медицине для лечения некоторых сложных заболеваний. Интересно, что индийские йоги – непревзойденные мастера в использовании дыхания для оздоровления организма и развития психики – широко применяют задержки дыхания  и «дыхание замедленного темпа».

Работая с больными детьми Игорь Чарковский обнаружил, что, плавая и ныряя, играя в воде, ребенок (даже больной) легко осваивает такие диапазоны физических нагрузок, которые для взрослого могут оказаться непосильными даже после многолетних тренировок.

О парадоксах

А теперь давайте, обратим внимание на очень важный момент. На первый взгляд мы пришли к противоречию: мы начали с того, что воду можно использовать для снятия «гравитационного удара» для облегчения нагрузок веса на тело, для «мягкого рождения», а теперь вдруг говорим, что вода позволяет увеличить диапазон нагрузок, посильных для новорожденного ребенка и, даже для больных детей. Именно это противоречие  и позволяет понять особый подход к нагрузкам, приверженцами которого всегда были и Игорь Чарковский, и Борис Никитин: нагрузки нагрузкам – рознь!

Поэтому, необходимо убрать те нагрузки, которые травмируют здоровье и психику ребенка. Это – воздействие гравитации и обездвиживание. Существования ребенка в «закукленном» состоянии и полностью лишенного движения и физических нагрузок – вот главные враги развития новорожденного.

И, наоборот, освободить силы маленького человека, используя водную среду для освоения различных физических и психических нагрузок – задача, которая поможет новорожденному быть здоровым, сильным и умным. Надо научить его радоваться нагрузкам, непрерывно расширяя их диапазон.

Работы Игоря Чарковского направлены на изменение наших представлений о возможностях человека и о том, что полезно человеческому организму, а что – вредно.

Возьмем всего один пример: для «удобства» новорожденного родители крепко спеленали его, защищая теплой пеленкой от «лишних» движений и от переохлаждений. Спеленатый младенец вроде бы не испытывает никаких нагрузок, особенно физических. Но это не так. Чарковский пробовал  в своих экспериментах пеленать новорожденных животных. Это не только не облегчало их самочувствия, но, по сравнению с «неспеленатыми» малышами развитие обездвиженных детенышей замедлялось, ухудшалось состояние (иногда даже необратимо). Значит, нагрузкой (и даже иногда непосильной нагрузкой) может оказаться то, что мы привыкли называть «комфортом»!

А вот другой пример, известный нам по историям различных «маугли» - детей, которые в силу каких-то необычных обстоятельств оказались на воспитании у «братьев наших меньших» - волков, медведей и т.д. Ученые, наблюдавшие этих детей, как правило, обращали внимание только на то, что после определенного возраста ребенок терял возможность осваивать некоторые человеческие интеллектуальные функции (владение языком, логическое мышление, способность оперировать с абстрактными понятиями).

Чарковского поразил другой факт: ребенка в возрасте 2-2,5 лет иногда находили в «свободном поиске пищи» без приемной матери, без одежды и запаса пищи в 20-25 километрах от логова. Это означает, что человеческий организм в этом возрасте способен выдерживать нагрузки, трудно представляемые, с нашей точки зрения.

А теперь можно сопоставить оба эти аспекта: с одной стороны, в условиях «маугли» ребенок безвозвратно упускает возможность раннего культурного и интеллектуального развития, а в «благополучных», «человеческих» условиях ребенок, по-видимому, безвозвратно теряет возможность раскрытия многих физических возможностей способностей человеческого организма.

Не являются ли случаи «маугли» счастливой подсказкой к изменению наших представлений о физических нагрузках в раннем возрасте? Не здесь ли находится самый короткий путь к раскрытию резервов человеческого организма: к здоровью, силе, выносливости, а, благодаря им, – интеллектуальному росту, творчеству, духовному развитию?

Эксперименты и многолетний опыт работы показал, что это именно так. А многолетний опыт работы с новорожденными позволил Игорю Борисовичу сделать принципиальный вывод: диапазон посильных нагрузок для младенца ограничен не столько биологическими возможностями организма, сколько навязанными ребенку условиями жизни.

Изменяя эти условия, можно значительно расширить границы двигательной активности, ускорить процессы метаболизма (что необыкновенно важно для ослабленных и травмированных в родах новорожденных детей), способствовать физическому развитию и тем самым создать наиболее благоприятные условия для психического развития ребенка.

Итак, наши собственные представления о «норме», «удобстве», «комфорте» являются главным препятствием на пути раскрытия огромных резервов здоровья и разностороннего развития наших детей.

Еще один тормоз, скрытый в глубинах нашего подсознания – это наше отношение к воде как к стихии. Вы удивлены? Вы считаете, что очень хорошо относитесь к воде? Конечно же, мы любим воду, когда хочется пить, мы любим купаться жарким летом в водоемах, ценим душ, ванну, баню… Короче говоря: «Всегда и везде – вечная слава воде!»

Но вот к воде подходит наш ребенок – и нас мгновенно охватывает беспокойство.

Вот мы сам заплываем чуть подальше от берега – и к радости встречи с водой начинает примешиваться тот же холодок беспокойства.

Мы почему-то начинаем вспоминать про глубину, про омуты и водовороты, про случаи, когда судороги кому-то сводили ногу, про крупных водных обитателей… Озеро, река или даже пруд не дают ощущения полной безопасности. Чего тогда говорить о море?

«Стресс на воду» - так называет Игорь Борисович Чарковский внутреннее отношение к воде практически любого человека. И хотя у многих этот стресс хорошо замаскирован, прикрыт привычкой, смелостью, тренировкой, - в сложных и неожиданных ситуациях он проявляется в полную силу. Именно этот страх является причиной гибели на воде многих людей, среди которых нередко встречаются отлично тренированные пловцы.

И что же происходит с молодыми родителями при первых тренировках по обучению плаванию их младенца? Подсознательный страх перед «чужеродной» средой железными тисками сковывает родителей. Новорожденный ребенок познает мир через эмоциональные, нервно-психические реакции своих родителей. Малыш моментально «считывает» напряжение родителей об опасности и страх воды «записывается» на его подсознание.

«Стресс на воду», вероятно, один из глубочайших эволюционных штампов нашей психики и имеет глубокие генетические корни. По словам Игоря Чарковского, он наработан многими поколениями наших эволюционных сухопутных предков. Для них был единственный способ сохранить себя и свое потомство как вид – это испытывать всеобъемлющий страх перед мировым Океаном и его обитателями. Путь к воде – колыбели земной жизни – был перекрыт этим страхом и человеку и, практически, всем другим обитателям суши.

Есть филогенез, и есть онтогенез.

И эта же большая эволюционная история повторяется в жизни каждого человека: зарождаясь и развиваясь в гостеприимных водах материнской утробы, он при рождении изгоняется на сушу, и вскоре «стресс на воду» станет самым надежным его спутником.

Стоп! Здесь же есть подсказка: вскоре – это значит – «не сразу», это значит, что есть такой период в жизни новорожденного, когда страх перед водой не овладел им!

Если индивидуальное развитие («онтогенез») есть повторение развития человека как вида («филогенез»),  то этот период соответствует, по-видимому, тому этапу развития наших предков, когда океан, вода, еще небыли вполне оставлены, когда не стали «врагами №1». И пусть этот период в жизни человека мал (по словам И.Б. Чарковского, около 3 месяцев), он представляет шанс иначе построить отношения с водой.

Но радом с ребенком находимся мы – взрослые, т.е. носители полностью проявившегося «стресса на воду». И именно мы, явно или скрыто, осознанно или подсознательно, - сделаем все для того, чтобы наш ребенок стал «нормальным», т.е. как мы, как все.

На защиту «нормы» рядом с нами встанут не только бабушки и дедушки, не только друзья, но, к сожалению, и современная медицина. И шанс будет упущен.

Чарковский в экспериментах с животными пробовал отдавать новорожденных животных на «водное воспитание» животным, ведущим водный или полуводный образ жизни (например, котят – выдре). Результаты убедительно показали – новорожденные легко адаптируются к водному (полуводному) образу жизни и к самой системе тренировок для закрепления врожденного плавательного рефлекса. Но в этот период новорожденный очень чувствителен к внешнему воздействию. Например, стоило вместо приемной мамы рядом с бассейном появиться его настоящей «сухопутной» маме, как малыш забывал про все уроки и начинал… тонуть! И подобные эффекты в большей или меньшей степени постоянно воспроизводятся при обучении плаванию детей.

Итак, первоначальная проблема плавающего младенца оказалась на практике проблемой более широкой – проблемой НЕплавающей матери, которая ХОЧЕТ, чтобы ее малыш плавал, но очень БОИТСЯ водных тренировок и глубоко подсознательно страшится увидеть его плавающим в воде.

Кстати, эксперименты на животных показали, что плавательный рефлекс и отсутствие «стресса на воду» могут быть генетически закреплены, т.е. передаваться по наследству. Детеныш той матери, которая сама была рождена в воду и адаптирована к воде, получает не только надежного «тренера» и спутника в освоении воды. Он генетически более свободен от «стресса на воду». По мнению Игоря Борисовича здесь просматривается путь к полному освобождению человека (и животных) на генетическом уровне от страха перед водой, а значит, - и надежный путь к подлинному освоению водной среды, как еще одной среды обитания - Океана…

Итак, рядом с новорожденным, осваивающим водную среду, должны быть взрослые со снятым «стрессом на воду». Но таких взрослых пока нет (за очень редким исключением). Значит, рядом должны быть люди, у которых контакт с водой надежный и постоянных, значит, - во всяком случае – рядом не должно быть людей с активным страхом к воде!

В трудном эволюционном возвращении к Океану у человечества есть надежные друзья – дельфины.

Тысячелетний опыт наблюдений за дельфинами дает многочисленные подтверждения о высоком уровне их психического развития (мозг дельфинов и других китовых по размеру уступает только мозгу человека) и их высочайшее дружелюбие по отношению к человеку. «Морской народ» - назвали дельфинов древние греки. В этих словах звучит отношение равного к равному, в этих  словах «море» и «жизнь» не противопоставляются. «Морской народ» - это народ, живущий на соседней территории (вернее, «акватории»). «Морской народ» - это народ без «стресса на воду»!

Напомним, что дельфин – млекопитающее, что дельфин как человек, дышит воздухом, его плавания в воде – это длительные ныряния. Не случайно лучшего ныряльщика мира Жака Майоля друзья называли «человек-дельфин». И именно этому – задержкам дыхания в воде – нужно научить новорожденного.

Можно ли использовать все эти уникальные качества дельфинов – высокий уровень психического развития, дружелюбное отношение к человеку и высокую адаптированность к воде для помощи в адаптации детей к воде? Это выглядит слишком смело? Трудно поверить? – да! И все же эксперименты Чарковского с участием дельфинов дали блестящее подтверждение этим смелым фантазиям: в присутствии дельфинов уроки раннего плавания идут намного эффективнее, «поле дельфинов» оказывает ободряющее и успокаивающее действие на детей, на родителей и на тренеров. Более того, оказалось, что дельфины могут не только помочь в создании более благоприятной атмосферы, но и быть активными и чуткими помощниками в сложных ситуациях. Так во время одной из тренировок в бассейне дельфин раньше, чем Игорь Борисович, заметил усталость и ухудшение состояния нырявшего ребенка и решительно выпихнул его на поверхность воды до того, как это успел сделать сам Чарковский. Случай? – Да, но очень типичный и показательный.

Конечно, сегодня ещё рано делать из этих экспериментов чисто практические выводы. Но такие исследователи, как Жак Майоль, Пол Винтер, Эстель Майерс, И.Б. Чарковский считает, что современное отношение человека к дельфину – высокомерное, часто жестокое – должно быть полностью изменено. Только тогда мы сможем по настоящему разгадать загадку «морского народа», найти в нём надежного соседа и партнера в освоении Океана. Не дрессировка по методу выработки «условных рефлексов», а поиск диалога, поиск сотрудничества! Пол Винтер делает записи совместных музыкальных импровизаций с участием касаток.  Эстель Майерс в новозеландском центре исследования дельфинов ищет пути к дружбе и сотрудничеству с «морским народом», в такой стратегии И.Б. Чарковский ищет пути сотрудничества с дельфинами в тренировках новорожденных и беременных.

Зачем нужны тренировки беременных?

Здесь надо сказать несколько слов о взглядах Чарковского на беременность, поскольку они существенно отличаются от традиционных. Для современной медицины характерен общий подход к человеку с позиции болезни.

Медицина лечит болезнь, патологию, отставания от «нормы». Представив себе на минутку человека в белом халате, мы уже сразу слышим привычный вопрос: «На что жалуетесь?»

Сегодня беременность и роды – тоже поле деятельности медицины. Так на что жалуетесь, беременная? На счастье появления новой жизни? Беременность – не болезнь! Роды – не хирургическая операция! Вот точка зрения Чарковского, Мишеля Одена (Франция) и некоторых других инициаторов нового подхода к рождению человека. Для Мишеля Одена беременность – это продолжение и развитие интимной жизни супругов - период тонкий и богатый по своим краскам и тонам, период особого глубокого сознания их единства, а роды – это кульминация этих интимных отношений, вершина эмоционального, энергетического и духовного соединения мужчины и женщины.

Беременность – не болезнь, беременность – это даже не просто естественное и здоровое состояние организма, беременность – это особая пора любви в жизни супругов, и те, кто не сумел увидеть и почувствовать этого – многое потеряли, - считает М. Оден.

И.Б. Чарковский обратил внимание на другую важную сторону этого периода. Если для Одена беременность – это, прежде всего, новые отношения супругов, то для Чарковского – это период начавшейся жизни ребенка, возможно, самый важный её этап. Действительно, почему мы отсчитываем жизнь человека от момента рождения? Означает ли это молчаливое предположение то, что во время внутриутробного развития не происходит никаких знаменательных для всей жизни ребёнка событий? Эта точка зрения глубоко ошибочна, - считает И.Б. Чарковский. Она является причиной многих упущенных для развития ребенка возможностей, и многих травм, получаемых его организмом и его психикой.

Кстати, по китайской традиции возраст человека отсчитывается не с момента рождения, а с момента зачатия – тоже, наверно, не случайно.

Для пояснения этой позиции Чарковского начнем с простого примера. Эксперименты показали, что если женщина во время беременности сама продолжает плавать и тренирует задержки дыхания - ее ребенок после рождения легче адаптируется к воде, лучше переносит задержки дыхания. Откуда появился этот опыт? – Очевидно организм ребёнка в утробе матери проходил тренировку теми же состояниями! И полученный опыт устойчивости к состояниям с недостатком кислорода пригодится ему не только для быстрого освоения плавания ныряния, но и может оказаться просто бесценным в некоторых сложных ситуациях во время самих родов. Но если ребенок так чувствует дыхание материнского организма, условия его контакта с водой, - то он, очевидно, чувствует воздействие и многих других условий, в которые попадает мать, внутренние эмоциональные состояния матери (радость, горе, психические стрессы и т.п.), физические внешние условия (температурные и физические нагрузки, общий тонус организма и т.д.). А то и другое в значительной степени определяется социальным окружением матери, принятыми нормами социальной жизни (транспорт, одежда, физические нагрузки, характер психологических отношений беременной с окружающими). Таким образом, ребенок опосредованно – через состояние материнского организма – не только находится под постоянным воздействием внешних условий, но, как говорится, «животом своим» усваивает многие социальные нормы еще задолго до рождения! Эти предположения Чарковского нашли в последнее время надежное подтверждение во многих парапсихологических исследованиях, в частности в работах Станислава Гроффа, которые доказывают, что даже сознание эмбриона, а не только его физиология, активно реагирует на внешние условия жизни матери, ее отношения с окружающим и, – что особенно важно, – ее отношение к беременности и будущему ребенку. Именно здесь кроется причина многих последующих патологий, но именно здесь кроется и уникальная в жизни ребенка возможность раскрытия его потенциальных психических и физических способностей.

А теперь попробуем подвести краткие итоги нашего обзора.

Итак, основа физических и психических возможностей человека закладывается не только в раннем младенчестве, но даже еще во время внутреннего развития. Водная среда может дать новые уникальные возможности для этого развития. Тренировки плаванием и задержками дыхания беременной женщины и новорожденного позволяют снять «стресс» на воду, закрепить плавательный рефлекс, создать условия для ускоренного физического и психического развития ребенка. Роды в воду позволяют избежать «гравитационного удара», сделать роды мягкими, избежать многие сложные ситуации. В обучении новорожденных плаванию и в более широких программах освоения водной среды у человека есть надежные друзья – дельфины.

От идеи - к практической реализации

Даже краткое знакомство с идеями Чарковского вызывает у молодых родителей, как правило, интерес, а нередко – и желание немедленно попробовать все «на себе»: родить в воду, научить своего ребенка плавать, а может быть,  и вырастить чемпиона в освоении водной среды: человека-дельфина.

Идеи могут показаться понятными, простыми и естественными – осталось только в воду и.… Не торопитесь, пожалуйста. Нас очень радует энтузиазм таких родителей, их готовность расширить возможности развития своих детей (да и свои собственные - тоже), но мы хотим вас предупредить, что практическая реализация этих идей – дело совсем не простое и требует серьезного отношения и серьезной подготовки. Мы не даром сравнивали освоение Океана с освоением Космоса: словом, по словам И.Б. Чарковского, сегодня родить в воду – это также не просто, как слетать на Луну. Родить в воду – это очень естественно, потому что именно в этом случае наиболее естественно и безболезненно, без вмешательства протекают все важнейшие психические и физиологические процессы.

Но родить в воду – очень не просто, и прежде всего потому, что мы по нормам социальной жизни очень далеки сегодня от опоры на естественные силы организма.

Не случайно нашу цивилизацию среди прочих основных характеристик называют «протезной»: мы все больше заменяем в своей жизни опору на природные силы и возможности организма, всевозможными искусственными «протезами»: химическими (например, лекарствами), техническими (например, транспорт) и т.д. Мы так привыкли к опоре на искусственную помощь цивилизации,  что оставшись наедине со своим организмом, оказываемся слепы, глухи и беспомощны, мы своим вмешательством начинаем мешать, а не помогать.

Современная женщина настолько слабо развита физически из-за «пеленок» цивилизации, что ей нужно серьезно тренироваться, чтобы получить возможность родить «естественно» (большие физические нагрузки в домашней работе не заменяют таких тренировок, поскольку однобоко ориентированы на определение группы мышц и не подчинены самой цели подготовки организма к нормальной родовой деятельности).Современная женщина удивительно безграмотна в вопросах практической анатомии и физиологии своего организма и организма ребенка. Как Митрофанушке не нужна была география, поскольку «кучер и так довезет», так наша безграмотность в практических  вопросах жизни организма подкрепляется перенесением всей  ответственности на врачей. Сегодня, отвозя беременную женщину в роддом, муж считает, что он свое дело сделал, но потом также считает и сама беременная, ведь роды «должны сделать врачи», ее дело – потерпеть (как в зубном кабинете).

Еще меньше современная женщина готова к родам психологически: она не готова ни к радости, которую могут подарить беременность и материнство, ни к реальной ответственности за жизнь и воспитание ребенка.

Для такого положения дел немало объективных причин. Мы не ставим задачу здесь проанализировать их, но нам важно подчеркнуть реальность и повсеместность такого положения, чтобы ещё раз предупредить: в отряд «акванавтов» надо серьезно готовиться! Даже для того, чтобы родить в роддоме нужна подготовка, которую ведут женские консультации. Родить в клинике Мишеля Одена – значит включиться в радостную и напряженную работу на перестройку всего психологического и физического здоровья.

Родить в воду…

(Здесь нам бы очень хотелось сказать «родить в клинике Чарковского», но, к сожалению, такой клиники пока нет. В нашей стране есть замечательный «Звездный городок», а вот «Водного городка» пока нет.)

Родить в воду – значит пройти целую систему тренировок по подготовке организма матери и плода к родам.

Родить в воду – это значит взять на себя реальную ответственность за ребенка и суметь создать благоприятную психологическую атмосферу и надежную психологическую защиту от негативного вмешательства в это новое, нетрадиционное событие в жизни семьи (в этом, кстати, может проявиться огромная роль отца).

Родить в воду – значит иметь возможность получать квалифицированную помощь от специалистов в сложных ситуациях (не перекладывая на них ответственность, но используя их квалифицированный опыт)!

В этом деле нужны творческий импульс и… самодеятельность, но очень серьезно продуманная и подготовленная.

Такого же отношения требует и обучение плаванию грудных детей, - и здесь, к радости открытий ведет путь большой работы: необходимо будет изменить свои отношения с водой, надо будет научиться хорошо чувствовать состояние ребенка, освоить технику обучения по плаванию, продумать перспективы водного воспитания.

Вы разочарованы? Вы не ожидали, что все эти интересные идеи требуют несколько часов ежедневной работы, тренировок? Тогда вам лучше поискать другой путь. Только и любой другой требует и новых знаний, и многих усилий, и настоящего контакта с ребенком. Вода – это просто более гармоничная среда для вашего ребенка, среда, богатая своими возможностями, но она не заметит главного – вашего поиска путей гармоничного развития здоровья и психика вашего ребенка.

Вода – повод и средство. Средство и путь – это вы и ваш ребенок.

Счастливого вам, славного пути!

Алексей Саргунас

Москва, 1985 г.

_________________________________________

* На основании исследований английского физиолога Баркрофта были созданы установки Абдоминальной Декомрессии (АД>>), благодаря которым лечится мужское и женское бесплодие, импотенция и многие другие нарушения функций организма. (Т.С.)

 

Еще статьи о исследованиях Игоря Чарковского:

"Тропа, ведущая в океан">>

"Бегство от гравитации?">>

О первых родах в море, которые состоялись в Советском Союзе на Черном море читайте статью Нины Крюковой "Рожденные в море">>

О родах в море читайте статью на английском "Birth in the Black Sea">>, на русском языке "Новый Свет. Роды в черном море">>


Комментарии (2)

  1. test
    Sep 12, 2017 at 12:08 PM

    проверка

  2. Катя
    Sep 15, 2017 at 09:52 AM

    Тест


Вход
 

КОНТАКТЫ

  • Москва, ул. 10-я Парковая ул, д. 18, офис 65.
  • Тел:    +7-917-506-83-25

                +7-926-389-96-03

  • E-mail: snejhanas@mail.ru
                   sargunasaqua@mail.ru

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ